Астрономические настольные игры средневековые настолки
Шахматы Альфонса Кастильского
История
Альфонс X Кастильский (Alfonso X de Castilla), король Кастилии и Лиона, живший в XIII веке, был большим поклонником науки и сделал очень много для того, чтобы она вышла из небрежения «тёмных веков» раннего средневековья и вернулась в Европу. Он основал обсерваторию, инициировал создание астрономических таблиц, названных в его честь альфонсовыми, возродил школу переводчиков, столь значительную, что в истории культуры этот период известен как «эпоха переводов», и это лишь часть его заслуг.
Король старался привлечь к науке и двор, подчас весьма нетривиальными способами. Например, его усердием при дворе была популярна настольная игра «астрономические шахматы», в игровой форме знакомившая с устройством Вселенной и основными астрологическими идеями (астрология, между прочим, считалось вершиной науки) .
На самом деле, ничего от шахмат в этой игре нет, и её правильнее было бы назвать «астрологическими нардами»: в ней нужно перемещать по полю фишки, бросая кости. (При этом в нардах есть возможность выбрать ходящие фишки, а в «астрологических нардах» такой возможности нет: вся игра основана на случае; такое сопоставление — принижение классической восточной игры.) Возникла она в мусульманском мире и называлась «звёзды» (al-falakiya на арабском, kawakib на иранском, в этом варианте описана al-Mas'ûdî около 950 г.), попала на Пиренейский полуостров, который в то время оставался мусульманским, и вместе с другими исламскими играми пришлась ко двору Альфонса Кастильского. Игра описана в «Книге игр» (Libro de los Juegos) вышедшей 1283 году; была также известна под названием «зодиак».
Правила
В игре принимает участие семь человек, каждый из которых имеет фишку одной планеты септемера (пять известных планет + светила Солнце и Луна). В ранних мусульманских вариантах цвет фишек соответствовал астрологической символике планеты: фишка Луны могла быть белого цвета, Солнца — оранжевого, Меркурий разноцветный и т.д.. Кастильский вариант тоже был с цветными фишками, более того фигурки планет указывали на их свойства. Бросают семигранную игральную кость. Играют на круглой доске, символизирующей зодиак; доска разделена на семь концентрических кругов: сфер (орбит) семи планет. Расположены они в классическом порядке от центра игрового поля (Земли): Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. По этим кругам и происходит движение фишек-планет.
Кроме того, круглое игровое поле делится на 12 секторов — знаков зодиака. Таким образом, каждая планета или светило находится на своей орбите и в каком-то знаке зодиака. Число клеток, по котором ходят фишки, разное для разных планет: у Луны одна клетка на знак, то есть всего 12 клеток на один полный круг, у следующего за ней Меркурия две клетки на знак, всего 24, и так далее вплоть до Сатурна, каждый знак которого включает 7 клеток и всего 84. Такая разница символизирует разную скорость видимого движения планет.
Астрономия заканчивается, начинается астрология. Начальное положение каждой планеты определяется её «владением»: Луна владеет (или управляет) Раком, знак Солнца — Лев, а каждая планета управляет парой знаков: Меркурий — Близнецами и Девой, Венера — Тельцом и Весами, Марс — Овном и Скорпионом, Юпитер — Стрельцом и Рыбами, Сатурн — Козерогом и Водолеем. Из двух возможных знаков, однако, выбирался только один.
Сведу-ка я все эти сведения о планетах игры в таблицу.
планета | фишка | клетки | знаки |
---|---|---|---|
Луна | молодая женщина в белом | 1 на знак, 12 всего | Рак |
Меркурий | пишущий в книге молодой человек в разноцветных одеждах | 2 (24) | Близнецы, Дева |
Венера | молодая женщина с зеркалом в пурпурной одежде | 3 (36) | Телец, Весы |
Солнце | король с короной и в золотых одеждах | 4 (48) | Лев |
Марс | молодой человек в красных доспехах | 5 (60) | Овен, Скорпион |
Юпитер | мужчина средних лет в зеленых одеждах | 6 (72) | Рыбы, Стрелец |
Сатурн | голый худой старик с черным плащом, накинутым на голову | 7 (84) | Козерог, Водолей |
Для всех орбит кроме лунной знак включает несколько клеток, поэтому начинают с первой в нужном знаке. (Движение по кругу зодиака идёт против часовой стрелки.)
Подсчёт очков
В начале игры каждый участник имеет 7 очков; в процессе они обмениваются очками (фактически это были денежные ставки равного размера), выигрывают или проигрывают, и участник-обнулёныш из игры выбывает. Победителю достаётся всё.
Подсчет очков — чистая астрология. А в астрологии взаимодействие планет определяется угловым расстоянием между ними, которое называется «аспектом». Если угловое расстояние 180°, то есть половина полного круга — это аспект «оппозиция» (и это плохой аспект), 120° (1/3) — тригон (хороший аспект), 90° (1/4) — квадратура (плохой), (1/5 опускаем, в классической астрологии нет такого аспекта) 60° (1/6) — сексиль (хороший), 0° — соединение (разное влияние, но в нашей игре это почему-то однозначно плохо). Чем аспект шире, тем он сильнее: оппозиция отбирает 6 очков (отрицательный аспект), тригон даёт 3 очка (положительный; я бы установил +4). квадратура -3, секстиль +2, соединение отбирает целых 12 очков.
Теперь мы можем понять принцип подсчета. Если после сделанного хода фишка остаётся в том же знаке (для Луны такого не может быть) — это тихий ход без подсчёта очков. Если же планета переходит в следующий знак, определяются её аспект, то есть проверяются все аспекты знака, в котором она теперь находится, и соперники платят сходившему или получают от него соответствующее количество очков. Например, если планета игрока попала в Овен, его соперники в Весах (если есть) — в оппозиции с ним, и они забирают у него по 6 очков; игроки во Льве и Стрельце — в тригоне и отдают по 3 очка, в Раке и Козероге — в квадратуре (отбирают по три) и так далее: смотрим в таблице.
аспект | очки | градусы (доля круга) |
---|---|---|
оппозиция | -6 | 180° (1/2) |
тригон | +3 | 120° (1/3) |
квадратура | -3 | 90° (1/4) |
секстиль | +2 | 60° (1/6) |
соединение | -12 | 0° (1/1) |
С астрологической точки зрения…
…есть сомнения. Во-первых, аспект — положение «симметричное»: если он отрицательный, обеим планетам «плохо», а если положительный, обеим «хорошо». Так что логично было бы начислять или сбрасывать очки обоим игрокам (но тогда игра перестанет быть игрой с нулевой суммой, и теряется смысл ставок). Во-вторых, как я уже говорил, соединение вовсе не однозначно плохой аспект, его значение зависит от соединяющихся планет (в детали углубляться не будем). Ну, и наконец, сумма штрафов (24 «на кругу») и призов (10) слишком уж не сбалансирована. Ну, такие правила…
Игрок, у которого закончились очки, выбывает из игры, последний оставшийся — молодец и победитель.
Описание на староиспанском
Este es Tablero de los escaque se de las tablas; que sse iuega por Astronomia.
Mostradas todas las tres maneras de Juegos que son dichasen los Libros ante deste; tanbien en el iogar de los Escaques; como de los dados e de las tablas. E departidos todos los departimientos que en ellos ha; e de como se pueden iogar; segund las mas apuestas maneras que los omnes y fallaron; por entendimiento e por uso.
Con uiene agora que se muestre otra natura de iuego muy noble & muy estranno e muy apuesto. E de grand entendimiento; pora los entendudos. E mayor mientre pora aquellos que saben la Arte de Astronomia.
Et este iuego nueuo es fecho segundo los siete cielos en que estan las Siete planetas. Et ell ochauo enque estan los doze Signos e las otras estrellas fixas. Et mostrando de cada uno como andan sus andamiento se como se catan echando los Rayos unos a otros; los unos de catamiento damor; los otros de mal querencia. Et esto segund los sabios partieron el cielo en doze quartos. E demuestran por cada uno dellos segun tel mouimiento delas planetas; quales el catamiento de amor o de desamor.
Delos Sextiles. Et estos catamientos son Siete. los dos que llaman de sextil;que son damor; que se cuentan desse mismo Signo al tercero. assi como si contassen. de Aries a Gemini que es su tercero delante. o dell Aquario que es su tercero detras.
Delos Trinos. Et otros si los Trinos son dos; assi como de Aries a Leo que es delante. o del a Sagitario que es detras.
Delas quadraduras e dela posicion. Otros si son dos quadraduras quese muestran de malquerencia. assi como de Aries a Cancro o del a Capricornio;
Et ha y oppositionem que se ffaz desse mismo signo al otro que es contra ell. assi como de Aries a Libra o de Cancro a Capricornio.
Dela coniuncion corporal. Et sin esso ha y coniunction corporal que es aiuntamiento de dos planetas en un signo. e auegadas muestra amor & auegadas des amor. Et este es mas fuerte que ningun catamiento o en bien o en mal. Et segunda questo que agora aqui dixiemos;es este iuego establecido.
De la figura del Tablero & de como deue seer fecho.
Este Tablero ha de seer de Siete lados de fuera por que han y de iogar siete jogadores cada uno con su planeta. Et han de tener doze(doze) tantos de qual precio se abinieren. Et ha en ell ocho cercos de dentro redondos; segund son los ocho cielos. Et el cerco ochauo ha de seer llano. & las figuras de los doze signos puestas en ell como deuen seer. que son estas.
- Aries.
- Tauro.
- Gemini.
- Cancer.
- Leo.
- Virgo.
- Libra.
- Scorpio.
- Sagitario.
- Capricornio.
- Aquario.
- Picis.
Et es partido en doze partes segunt. estos doze signos.
Et del comienco de cada Signo sale una linna & taia los otros siete cercos; & llega fata el cerco dell helemento del fuego.
Et los otros siete cercos son segund los siete cielos; en que estan las siete planetas. & son un poco cauados. &esta en cada uno dellos una tabla quadrada que anda enderredor.
Et enestas tablas ha logares o ponen las figuras de las siete planetas quando quieren iogar. & caduna destas tablas ha de seer dela color dela planeta que han de poner en ella.
Etotrossi ha y quatro cercos redondos que son segundo los quatro helementos; que son de dentro destos ocho.
El primero es uermeio que es por ell helemento del fuego.
El segundo es cardeno claro por ell helemento dell ayre.
El tercero es blanco; por ell elemento dell agua.
Elquarto es redondo a manera de pella & de color parda que es por ell helemento dela tierra.
Del departimiento delos siete cercos;& de quantas casas ha en ellos.
Estos siete cercos sobre dichos;
- El primero es partido; en ochenta & quatro casas.
- El segundo. es partido; en setaenta & dos casas
- El tercero es partido en sessaenta casas.
- El quarto es partido en quarenta & ocho casas.
- El quinto es partido en treynta & seys casas.
- El sexto es partido en ueynt & quatro casas.
- El septimo es partido en doze casas.
Et como quiere que los Siete cielos son departidos en mas partes; & non podrien aqui caber en este tablero que fuessen apuestos; tomamos destos departimientos segunta quella cuenta lo mas breue que conuiene a este juego.
De las figuras que los sabios antigos pusieron las siete planetas & de que colores son.
De la figura de Saturno.
Saturno es el primero que estamas alto de todos & fizieron le a figura de omne uieio & magro queanda coruo & desnudo todo si no pannos menores & enbuelto en una manta negra sobre la cabeca & que es tristede cara & tiene la mano ala mexiella como omne cuydadoso.
De la figura de Jupiter.
Ivpiter que esta cerca ell; ha semeianca domne de mediana edat. & de cara alegre & uestido de pannos uerdes & que tiene en la cabeca coffia ultra marina & tiene un libro antessi.
De la figura de Mars.
Mars ha semeianca de omne mancebo. & uestido de armaduras antiguas de grecia todas uermeias & tiene en la mano derecha una espada sacada dela uayna. & en la otrauna cabeca domne colgada por los cabellos fresca mientre descabecada.
De la figura del Sol.
El sol ha semeianca de Rey mancebo que tiene corona doro en la cabeca. & uiste pannos doro reluzientes. & tiene en la mano siniestra una macana redonda. & en la otra (un ramo) un Ramo con flores assi como los Emperadores quando los coronan.
De la figura de Venus.
Uenus ha figura de mugier manceba muy fremosa & los cabellos muy ruuios luengos por las espaldas & tiene en la cabeca guerlanda de Rosas & uestida de pannos de violet. &tiene en la mano derecha un penne & en la otra un espeio en que se cata.
De la figura de Mercurio.
Mercurio ha semeianca domne mancebo uestido de pannos de. muchas colores. & que esta escriuiendo en un Libro.
De la figura dela Luna.
La Luna ha semeianca de mugier manceba; uestida de pannos blancos. & tiene con amas la manos sobre su cabeca una figura deLuna.
De como se deuen entablar estas siete Planetas en el Tablero quando quieren comencar a iogar con ellas.
- En el primer cerco que esta mascerca del cerco delos Signos; ha de estar la planeta que llaman Saturno.
- En el segundo hade estar la planeta que llaman Jupiter.
- En el tercero ha de estar la (p)planeta que llaman mars.
- En el quarto ha de estar la planeta. que llaman Sol.
- En el quinto ha de estar la planeta que llaman Venus.
- En el sexto ha de estar la planeta que llaman mercurio.
- En el seteno ha de estar la planeta; que llaman Luna.
Et assi se han de entablar en sus casas. Et por que las mas del las han dos (dos) casas sennaladas en sus Signos;ponemos la en aquella que estamas apoderada assi como.
- Saturno en Aquario.
- Et Jupiter; en Sagitario.
- Et Mars en Scorpio.
- E el Sol en Leo.
- Et Venus en Tauro.
- Et Mercurio en Virgo.
- Et la Luna en Cancro.
De como este iuego de los escaques se ha de iogar con un dado & no con mas.
Este juego se deue iogar desta manera. que cada uno de los iogadores que lancen su suerte con un dado en que ha siete sobre ffazes & ha en el puntos; duno fasta siete.por que sepa cada uno con qual planeta .ha de iogar.
- El que ouiere por suerte los siete que son los mas puntos; aura Saturno.
- Et el que ouiere los seys; aura Jupiter.
- Et el que ouiere los cinco; aura Mars.
- Et el que ouiere los quatro; aura el Sol.
- Et el que ouiere los tres puntos; aura Venus.
- Etel que ouiere los dos; aura mercurio.
- Et el que ouiere ell uno. haura la luna.
Et otrossi lancan batalla. & el que la uenciere aura la mano. & lanca el dado & quantos puntos le muestra; tantas casas ha de andar con su planeta. Et si non andudiere tantas casas por que non salga del signo en que esta ; nin gana nin pierde. mas si entrare en ell otro Signo; pierde o gana segun tel catamiento que ouiere con las otras planetas.
Et si esta planeta entrare en el sextil de la otra; gana del la dos de doze. & si entrare enso trino; gana tres de doze. Et si entrare en su quadradura; pierde tresde doze. Et si entrare en su opposicion; pierde seys de doze. Et si entrare en su coniuncion; ha de pechar doze.
Et desta guisa se ha de iogar este iuego.
Et esta es la figura del tablero; &de las Siete planetas de como estan entabladas en el.
LIBRO DELAS TABLAS. Este es el Tablero de las tablas segund la natura de los Escaques; quese iuega por Astronomia.
El Tablero de lasTablas ha de seer de siete lados; assi como elTablero de los Escaques.tan bien de dentro como de fuera. & de la parte del lado que es de dentro; ha de auer siete casas.
Et esto deue seer en cada uno delos otros lados. & entre ell un(o) lado. & ell otro; ha de auer un departimiento que de parte amos los lados.
Et da quel departimiento ha de auer una Linna luenga que llegue fata en medio del punto del tablero.
Et cada unas de las tablas destos lados; han de seer de la color de las plantas. Et las tablas han de seer tantas como son las casas.
Et sobre cada un lado a de seer; figura da la planeta a que pertenece; aquella do pintada & colorada da quella color quel conuiene.
- Saturno de negro.
- Iupiter de uerde.
- Mars de uermeio.
- El Sol de Amariello.
- Venus de uiolet.
- Mercurio de muchas colores diuersas.
- La luna blanca.
Et por end aquestas tablas que pertenecen a aquella planeta; anas seer de su color.
Et ell entablamiento ha de seer desta guisa. que todas las siete tablas sean entabladas en la primera casa de las setenas que esta aman siniestra. &han siempre de iogar a la mano diestra; segunt los puntos que mostraren .los dados de las siete llanas que de suso dixiemos. Et non cuenta y la casa en que estan entabladas ni la otra casa que esta a su mano diestra; que es entablamiento de las otras siete tablas. si no si fincasse y una tabla sennera que la puede tomar la casa uazia que puede y fincar; segunt le dixiere la Astronomia
Et el iogar es desta guisa. que cada uno de los jogadores; tenga siete tantos. de qual precio se auinieren demorauedi; o de qual moneda quisieren. & si tomare tabla dell otro; no la ha de tornar. & deue tomar dell un(c) [t]anto; por ella & por quantas tomare. & assi andan todos en derredor; fasta que finca todo el iuego en uno de los que iogaren. ca aquel finca por uencedor.
Et esta es la figura del Tablero; & delas tablas.
Ураномахия Уильяма Фолька
История
Вообще-то Уильям Фольк (William Fulke, 1538 – 1589) — английский богослов и, например, в английской Wiki описывается в основном как полемист с католиками за чистоту веры. Однако его полемический дар обращался и против других течений современной ему мысли, уклоняющихся от правильной пуританской линии. В частности, он зло полемизировал с астрологами и так, например, в Antiprognosticon'е гнобил современного ему Ностарадамуса: Слишком много тех, кто отворачивается от пастырей и проповедников, чтобы слушать торгаша с непонятным языком, а наш хитрый Ностродамус так хорошо умеет приукрашивать свои предсказания темными и неясными иносказаниями, что никому не удается уловить их смысл.
Тем удивительнее, что в 1571 Фольк вдруг публикует описание настольной астрологической игры (Astrologorum ludus) под названием Ураномахия (Ouranomachia, буквально — «Небесное сражение»), основанное на чистой астрологии. Игра эта намного сложнее кастильской, и подробное её описание заняло у Фолька 50 страниц ин-кватро, в основном содержащих астрологические подробности и пояснения. (Изобретение настольных игр явно было хобби богослова: ещё до Ураномахии в 1563 году он публикует также Ритмомахию или Ludus philosophorum, восходящую к средневековой игре «Захват», ок. 1030 г., популярной в монастырях и очень сложной игры, а в 1566 представляет геометрический вариант средневековой «арифмахии», Метромахию: Metromachia sive Ludus geometricus).
Если шахматы Альфонса Кастильского и повлияли на появление Ураномахии (это вполне возможно, ведь передача астрономических традиций из Испании в Англию в средневековье шло довольно активно), то влияние это только на уровне небесно-ориентированной идеи: принципы двух игр совершенно разные. Кастильская игра чисто вероятностная и зависит от случайного выбрасывания кости, а в Ураномахии игроки сами выбирают из допустимых предпочтительные ходы, это игра «пешечная», или, возможно, определённый вариант «манкалы» (в том смысле, в каком к манкалом можно отнести и шахматы).
Доска и правила расстановки
В отличие от кастильской, в которой участвует 7 человек, каждый со своей планетой, у Фолька два игрока, каждый из которых владеет полным комплектом планет из 7 фишек. Получается, это противостояние двух планетных систем.
Игра ведётся на круглом поле, разделённом на 12 знаков и 360 градусов, при этом представлено фактически два зодиакальных круга: внешний и внутренний, по которым и движутся игровые фигуры. Два зодиака развёрнуты друг относительно друга на 180 градусов, так что «внутренний» Овен совпадает с «внешними» Весами, Телец — со Скорпионом и т.д.
«Бумажная» игра?..
Устройство игрового поля наводит на сомнения в реальности такой игры: играл ли кто-нибудь в неё на самом деле? Чтобы «ходить» фишками по 360 градусам, нужно чтобы ячейки были размером, ну, пусть 1 см. Значит, диаметр игрового поля будет больше 1 метра (потому что 2πR). Играть на таком поле семью сантиметровыми фигурками?.. Сомнительная затея. Впрочем, сам автор-богослов пишет, что разослал комплекты игры важным лицам и даже королеве Елизавете I, хотя их впечатления от неожиданного подарка неизвестны.
Предлагается также игровое поле в виде двух прямоугольных таблиц, но оно, конечно, теряет в наглядности.
В начале игры фигуры находятся в своих знаках, но в отличие от кастильской, в английской каждая стоит в конкретном градусе: Солнце стартует в 16-м градусе Льва, Луна — в 8-м градусе Рака и т.д., см. в таблице. Откуда взялись эти значения градусов, не ясно, вроде бы в астрологии нет указаний на эту тему.
Планета | Градус знака | Комментарий |
---|---|---|
Луна | 8° Рака | |
Солнце | 16° Льва | |
Меркурий | 4° Девы | |
Венера | 3° Весов | ретроградная |
Марс | 20° Овна | |
Юпитер | 24° Стрельца | |
Сатурн | 20° Козерога | ретроградный |
Затем игроки начинают ходить своими фишками с целью «захватить» планеты противника и главное — захватить его Солнце: это победа!
Правила ходов
Игроки ходят по очереди и каждый раз могут ходить любой фишкой: нет никаких правил чередования фигур. Формально, например, можно всю игру ходить только Солнцем, нет возражений.
Правила ходов для разных планет достаточно сложные, по крайней мере многосоставные и за ними нужно внимательно следить. Они составлены так, чтобы эмулировать движение планет по небу в соответствии (более или менее) с птолемеевской системой мира. В частности, Солнце движется всегда на один градус; у Луны большая свобода: она может перемещаться от 12 до 15° за ход (что соответствует неравномерному движению реальной Луны по орбите); нижние планеты Меркурий и Венера не могут отходить от Солнца дальше, нежели на определённый угол (максимальную элонгацию); все планеты имеют прямое и обратное (ретроградное движение), что в птолемеевской системе объяснялось наличием у их эпициклов.
Детализацию правил движения фигур я спрятал под кат для особо любопытных.
Детальные правила
Солнце
Солнце движется всегда на 1° вперёд.
Луна
Луны как и Солнце эпициклов не имеет и движется только вперёд.
Предлагается три схемы движения светила; нужно обязательно дойти до конца выбранной схемы, чтобы перейти к другой или повторить выбранную снова. Все схемы состоят из 27 ходов, что соответствует сидерическому периоду движения Луны.
- 12° — 15° — 12° — 15° — 12° — 15° — 12° — 13° — 14° — 13° — 14° — 13° — 14° — 13° — 14° — 13° — 14° — 13° — 14° — 13° — 14° — 15° — 12° — 15° — 12° — 15° — 12° (= 363°)
- 12° — 12° — 12° — 12° — 12° — 12° — 12° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 14° — 14° — 14° — 14° — 14° — 14° — 14° — 15° — 15° — 15° — 15° — 15° — 15° (= 363°)
- 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 13° — 15° — 15° — 15° — 15° — 15° (= 361°)
(Было бы красивее, если бы сумма составляла 360°.)
Ни одно из правил не соответствует астрономической реальности. Я бы предложил что-то вроде такого:
- 15° — 15° — 14° — 14° — 14° — 14° — 13° — 13° — 13° — 13° — 12° — 12° — 12° — 12° — 12° — 12° — 12° — 13° — 13° — 13° — 13° — 14° — 14° — 14° — 14° — 15° — 15° (= 360°)
Внутренние планеты Меркурий и Венера
Внутренние планеты Меркурий и Венера «сопровождают» Солнце, поэтому если ходит Солнце, они также синхронно двигаются на 1° вперёд.
Но у этих планет есть и собственное прямое или ретроградное движение: оно работает, если игрок выбрал ходить этой планетой. Для Меркурия прямое движение 1°, ретроградное — -1.5°, для Венеры 1° и -2° соответственно.
(Тут нужно отметить, что минимальный ход планет 0.5°, а клетки имеют размер 1°; таким образом, чтобы перейти в следующую клетку, нужно сделать два хода, и да: эти полградуса приходится, если необходимо, помнить для каждой планеты.)
Прямое движение продолжается ход за ходом, пока планета не удалится от Солнца на критическое расстояние: Меркурий на 27°, Венера на 47°. После того, как критическое расстояние достигнуто, на следующем ходе планета становится ретроградной и движется в обратном направлении. Такое ретроградное движение происходит аналогично: пока расстояние до Солнца не станет 27° для Меркурия или 47° для Венеры (но уже «позади» светила) — после этого возобновляется прямое движение. Таким образом, внутренние планеты двигаются «туда-сюда» относительно Солнца.
Внешние планеты Марс, Юпитер, Сатурн
Юпитер и Сатурн могут двигаться в прямом движении 12 своих ходов, если при этом Солнце находится в состоянии покоя. Сделав 12 ходов при неподвижном Солнце фишка планеты блокируется и двигаться не может до тех пор, пока Солнце не сделает ход. Каждый ход Солнца за этот 12-тиходовый период (включая блокировку) прибавляет к прямому движению Юпитера и Сатурна еще 12 ходов. Для Марса предельное прямое движение при неподвижном Солнце составляет 6 ходов, и целых два хода Солнца дают планете очередной шестиходовый цикл прямого движения.
Переход от прямого к ретроградному движению происходит после оппозиции с Солнцем, если перед этим не было ретроградной фазы, а было соединение с Солнцем. При этом для Марса угол до Солнца (Солнце «впереди») 130°, для Юпитера — 120° и для Сатурна — 110°. После этого планета становится ретроградной и движется в обратном направлении, до тех пор, пока достигнет тех же углов 130°, 120° и 110°, но в противоположном направлении.
Как прямое, так и ретроградное движение Юпитера и Сатурна составляет 0.5° за ход; прямое движение Марса 1° за ход, ретроградное — 0.5°.
Правила довольно запутанные (и кажется, не полные), и Фольк предлагал использовать специальные калькуляторы — механические счётчики или рукописные таблицы — для контроля движения фигур.
Сила планет
Мы научились ходить фигурами планет; теперь они двигаются по полю, входят в контакт в фигурами противника и «сражаются» с ними. Результат «сражения» зависит от «силы» планет, которая оценивается в баллах: более сильная планета отбирает разность очков у более слабой; если сила проигравшей планеты стала меньше нуля, она снимается с доски.
Прежде чем перейти к «контактам» с противником и сражениями, разберёмся с «силой» планеты. У планеты есть «эссенциальные» и «акцидентальные» достоинства или слабости и «завоёванные» баллы.
Эссенциальные достоинства
Эссенциальные («существенные») достоинства / слабости планеты в астрологии — это изменение её силы в зависимости только от положения на зодиакальном круге.
В Ураномахии учитывается 5 эссенциальных достоинств, которые прибавляют от 1 до 5 баллов к силе планеты, если она находится в этом градусе зодиакального круга.
- Владение. Планета в «своём доме», то есть в знаке, которым управляет (см. выше Шахматы Альфонса Кастильского), например, Луна в Раке или Солнце во Льве. +5 баллов.
- Экзальтация (возвышение). У каждой планеты есть знак, в котором она яснее проявляет свои астрологические качества, экзальтарует, например, Луна в Козероге, Солнце в Овне. +4.
- Тригон. Знаки зодиака делятся на 4 тройки по античным стихиям: огонь, земля, воздух и вода. Каждым тригоном управляет пара планет, например, тригоном огня — Солнце и Юпитер, а Марс почему-то тригоном воды. +3.
- Термы. Если предыдущие названия более или менее на слуху, то термин «термы» имеет узкое хождение; ввел его Птолемей в астрологическом трактате «Тетрабиблос». Это деление каждого знака на 5 неравных по размеру частей, управляемых планетой (не светилом). Закономерность в управлении и замере терма довольно заковыристая, Птолемей её описывает, но я уже не помню деталей. +2.
- Лица. Термин используется Фольком, но на самом деле, это деканы: 10-градусные части знака со своими планетами-управителями, определяемыми халдейским рядом последовательность Сатурн — Юпитер — Марс — Солнце — Венера — Меркурий — Луна, начиная с Марса (другой способ — по управителям знаков соответствующего тригона). +1.
Положение в знаке, противоположном владению называется изгнанием, а в знаке, противоположном экзальтации — падением. По хорошему, нужно бы отбирать в этих случаях эссенциальные балы, -5 и -4 соответственно, но Фольк этого не делает.
Большую таблицу эссенциальных достоинств планет я спрячу под кат, чтобы не занимала места.
Таблица эссенциальных достоинств планет
Знак | Дом +5 | Экзальтация +4 | Тригон +3 | Терм +2 | Лицо +1 | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Овен | Марс | Солнце |
|
|
| |||||||||||||||
Телец | Венера | Луна |
|
|
| |||||||||||||||
Близнецы | Меркурий |
|
|
| ||||||||||||||||
Рак | Луна | Юпитер |
|
|
| |||||||||||||||
Лев | Солнце |
|
|
| ||||||||||||||||
Дева | Меркурий | Меркурий |
|
|
| |||||||||||||||
Весы | Венера | Сатурн |
|
|
| |||||||||||||||
Скорпион | Марс |
|
|
| ||||||||||||||||
Стрелец | Юпитер |
|
|
| ||||||||||||||||
Козерог | Сатурн | Марс |
|
|
| |||||||||||||||
Водолей | Сатурн |
|
|
| ||||||||||||||||
Рыбы | Юпитер | Венера |
|
|
|
Акцидентальные достоинства
В современной астрологии акцидентальные (случайные) достоинства планет связаны с дополнительными факторами, влияющими на силу планет и обычно не связанными с положением на зодиакальном круге. Это, например, восход над горизонтом или прохождение меридиана, быстрое прямое движение, соединение с яркой звездой и т.п.
В Ураномахии Фолька, однако, акцидентальные достоинства присущи отдельным позициям на зодиакальном круге, так что не ясно, чем они отличаются от эссенциальных, разве что они слабее действуют: нужно сложение пары акциденций чтобы получить (или потерять) дополнительный балл.
Учитываются благоприятные
- ликование или радость (gaudia)
- градус экзальтации (связан с соответствующим эссенциальным свойством)
- градус удачи (gradus fortunem)
- светлые градусы (gradus luminosi / illustres)
…неблагоприятные
- градусы падения (противоположные экзальтациям)
- тёмные градусы (gradus tenebrosi)
- puteales значение неясно; то ли ограда, то ли колодец, то ли подземелье: в общем, какие-то ограничения; возможно, это т.н. «разрушительные» градусы, но совпадение не полное
- азимены неблагоприятные градусы, приносящие физические недостатки,например, слепоту 🕶, если на них приходится асцендент или планета, имеющая отношение к I дому (azimene)
…относительные
- туманные градусы (gradus nebulosi / fumosi), благоприятные светилам, вредоносные для планет
- мужские и женские градусы, благоприятные соответствующим планетам. Обычно мужские планеты — Солнце, Марс, Юпитер, женские — Луна, Венера, Сатурн; Меркурий нейтральный.
Как водится, таблицы под катом
Таблицы акцидентальных достоинств планет
Планета | Ликование | Экзальтация | Падение |
---|---|---|---|
Луна | 3° Тельца | 3° Стрельца | |
Солнце | 19° Овна | 19° Весов | |
Меркурий | Дева | 15° Девы | 15° Рыб |
Венера | Телец | 25° Рыб | 25° Девы |
Марс | Скорпион | 28° Козерога | 28° Рака |
Юпитер | Стрелец | 15° Рака | 15° Козерога |
Сатурн | Водолей | 21° Весов | 21° Овна |
° | ♈ | ♉ | ♊ | ♋ | ♌ | ♍ | ♎ | ♏ | ♐ | ♑ | ♒ | ♓ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ● ♂ | ● ♁ | ○ ♁ | ⊕ ○ ♂ | ● ♂ | ● ♁ | ○ ♂ ∅ | ● ♂ | ○ ♂ 🕶 | ● ♂ | ≡ ♂ ∅ | ● ♂ |
2 | ● ♂ | ● ♁ | ○ ♁ ∅ | ⊕ ○ ♂ | ⊕ ● ♂ | ● ♁ | ○ ♂ | ● ♂ | ○ ♂ | ● ♂ ∅ | ≡ ♂ | ● ♂ |
3 | ● ♂ | ⊕ ● ♁ | ○ ♁ | ⊕ ○ ♁ | ● ♂ | ⊕ ● ♁ | ⊕ ○ ♂ | ● ♂ | ○ ♁ | ● ♂ | ≡ ♂ | ● ♂ |
4 | ○ ♂ | ○ ♁ | ○ ♁ | ⊕ ○ ♁ | ● ♂ | ● ♁ | ○ ♂ | ○ ♂ | ○ ♁ | ● ♂ | ≡ ♂ | ● ♂ ∅ |
5 | ○ ♂ | ○ ♁ ∅ | ● ♁ | ○ ♁ | ⊕ ● ♂ | ● ♁ | ⊕ ○ ♂ | ○ ♁ | ○ ♁ | ● ♂ | ○ ♂ | ● ♂ |
6 | ○ ♂ ∅ | ○ ♂ 🕶 | ● ♂ | ○ ♁ | ● ♁ ∅ | ○ ♁ | ● ♁ | ○ ♁ | ○ ♂ | ● ♂ | ○ ♁ | ● ♂ |
7 | ○ ♂ | ○ ♂ 🕶 | ● ♂ | ○ ♁ | ⊕ ● ♁ | ○ ♁ | ● ♁ ∅ | ⊕ ○ ♁ | ○ ♂ 🕶 ∅ | ● ♂ ∅ | ⊕ ○ ♁ | ○ ♂ |
8 | ○ ♂ | ♂ 🕶 | ○ ♂ | ○ ♁ | ● ♁ | ○ ♁ ∅ | ● ♁ | ○ ♁ | ○ ♂ 🕶 | ○ ♂ | ○ ♁ | ○ ♂ |
9 | ● ♁ | ♂ 🕶 | ○ ♂ | ○ ♂ 🕶 | ● ♂ | ♂ | ● ♁ | ♁ ∅ | ○ ♂ | ○ ♂ | ○ ♁ | ○ ♂ ∅ |
10 | ● ♂ | ♂ 🕶 | ○ ♂ | ○ ♂ 🕶 | ● ♂ | ♂ | ● ♁ | ♁ ∅ | ● ♂ | ○ ♂ | ● ♁ | ○ ♂ |
11 | ● ♂ ∅ | ♂ | ○ ♂ | ○ ♁ 🕶 | ≡ ♂ | ○ ♂ | ○ ♁ | ♁ | ● ♂ | ≡ ♂ | ● ♁ | ○ ♁ |
12 | ● ♂ | ♁ ∅ | ○ ♂ ∅ | ○ ♁ 🕶 ∅ | ≡ ♂ | ○ ♂ | ○ ♁ | ♁ | ⊕ ● ♂ ∅ | ⊕ ≡ ♁ | ● ♁ ∅ | ○ ♁ |
13 | ● ♂ | ○ ♁ | ♂ | ● ♂ 🕶 | ≡ ♂ ∅ | ○ ♁ ∅ | ○ ♁ | ♁ | ○ ♁ | ⊕ ≡ ♁ | ● ♁ | ● ♁ |
14 | ● ♂ | ○ ♁ ∅ | ♂ | ● ♂ 🕶 | ≡ ♂ | ⊕ ○ ♁ | ○ ♁ | ♁ | ○ ♁ | ⊕ ≡ ♁ | ○ ♁ | ● ♁ |
15 | ● ♂ | ⊕ ○ ♁ | ♂ | ⊕ ♂ 🕶 | ≡ ♂ ∅ | ○ ♁ | ○ ♁ | ○ ♂ | ○ ♁ ∅ | ≡ ♁ | ○ ♁ | ● ♁ |
16 | ● ♁ ∅ | ♁ | ♂ | ♂ | ≡ ♁ | ○ ♁ ∅ | ○ ♂ | ○ ♂ | ○ ♁ | ○ ♁ | ⊕ ○ ♂ | ● ♁ |
17 | ○ ♁ | ♁ | ○ ♁ ∅ | ♂ ∅ | ≡ ♁ | ≡ ♁ | ○ ♂ | ○ ♂ | ○ ♁ | ○ ♁ ∅ | ⊕ ○ ♂ ∅ | ● ♁ |
18 | ○ ♁ | ♂ | ○ ♁ | ♂ | ≡ ♁ 🕶 | ≡ ♁ | ○ ♂ | ⊕ ○ ♁ | ○ ♁ 🕶 | ○ ♁ | ○ ♂ 🕶 | ● ♁ |
19 | ⊕ ○ ♁ | ♂ | ○ ♁ | ≡ ♂ | ⊕ ≡ ♁ | ≡ ♁ | ● ♂ | ○ ♁ 🕶 | ○ ♁ 🕶 | ○ ♁ | ○ ♂ 🕶 | ○ ♁ |
20 | ○ ♁ | ♂ | ○ ♁ | ≡ ♂ | ≡ ♁ | ⊕ ≡ ♁ | ● ♂ ∅ | ⊕ ○ ♁ 🕶 | ⊕ ≡ ♁ | ⊕ ● ♂ | ⊕ ○ ♂ | ⊕ ○ ♁ |
21 | ♁ | ○ ♂ | ⊕ ○ ♁ | ○ ♂ | ♁ | ≡ ♂ | ⊕ ● ♁ | ≡ ♁ | ≡ ♁ | ● ♂ | ○ ♂ | ○ ♂ |
22 | ♁ | ○ ♁ | ○ ♁ | ○ ♂ | ♁ | ≡ ♂ ∅ | ○ ♁ | ≡ ♁ ∅ | ≡ ♁ | ● ♂ ∅ | ♁ | ○ ♂ |
23 | ♂ ∅ | ○ ♁ | ● ♂ | ○ ♂ ∅ | ♁ ∅ | ♂ | ○ ♁ | ♁ ∅ | ≡ ♁ | ♂ | ♁ | ♂ |
24 | ♂ | ○ ♁ ∅ | ● ♂ | ○ ♁ | ♂ | ♂ | ○ ♁ | ♁ | ○ ♁ ∅ | ♂ ∅ | ♁ ∅ | ♁ ∅ |
25 | ○ ♂ | ○ ♂ ∅ | ● ♂ | ○ ♁ | ♂ | ♂ ∅ | ○ ♁ | ♁ | ○ ♂ | ♂ | ♁ | ♁ |
26 | ○ ♂ | ○ ♂ | ● ♂ ∅ | ○ ♁ ∅ | ○ ♂ | ♂ | ○ ♁ | ♂ | ○ ♂ | ● ♂ 🕶 | ○ ♂ | ○ ♁ |
27 | ○ ♂ | ⊕ ○ ♂ | ● ♁ | ○ ♁ | ○ ♂ 🕶 | ♂ | ○ ♁ | ♂ ∅ | ○ ♂ ∅ | ● ♂ 🕶 | ○ ♂ | ○ ♁ ∅ |
28 | ○ ♂ | ○ ♂ | ♁ | ○ ♂ | ○ ♂ 🕶 ∅ | ● ♂ | ♂ | ● ♂ | ○ ♂ | ● ♂ 🕶 ∅ | ○ ♁ | ○ ♁ ∅ |
29 | ○ ♂ ∅ | ● ♂ | ♁ | ♂ | ○ ♂ | ● ♂ | ♂ | ● ♂ | ○ ♂ | ● ♂ 🕶 | ○ ♁ ∅ | ● ♂ |
30 | ♂ | ● ♂ | ♁ ∅ | ♂ ∅ | ○ ♂ | ● ♁ | ♂ ∅ | ● ♂ | ○ ♂ ∅ | ● ♂ | ○ ♁ | ● ♂ |
Завоёванные баллы
Отобранные или потерянные в сражении баллы остаются у планеты: если какая-то планета приобрела 2 балла, то они остаются с ней, а её противник имеет -2 балла, которые теперь будут вычитаться из его эссенциальных и акцидентальных достоинств.
Стоит обратить внимание, что сила фигур меняется от хода к ходу, и выражается это в баллах. Таким образом, сумма балов всё время меняется, и Астромахия, в отличие от шахмат Альфонса Кастильского, — игра с ненулёвой суммой.
Сражения
Мы выяснили, как ходят фигуры и как определяется их сила. Осталось рассказать о «сражениях».
Здесь используется понятие аспектов, с которым мы уже сталкивались в кастильской игре: оппозиция, когда угол между планетами 180°, тригон — 120°, квадратура — 90°, сексиль — 60° и соединение — 0°. В отличие от астрологических шахмат, в Ураномахии аспект между двумя фигурами противников должен быть точный: ровно 180° или ровно 90, или любой другой, не важно какой. При таком совпадении оценивается сила фигур, после чего сильная забирает разность себе, а слабая теряет соответствующее количество очков. Минимальное количество оставшихся после сражения очков — ноль, но такая фигура ещё не снимается с доски; теоретически она может даже выкарабкаться, если перейдет на поле, где эссенциальные и акцидентальные достоинства больше. Обнулёныш снимается с доски при следующей атаке.
Фигуры игроков могут помогать друг другу, если находятся в тесном контакте. Фольк использует термин «аппликация» (сейчас он имеет другое значение: сходящийся динамический аспект). По-существу, это соединение двух планет с определённой точностью, т.н. орбисом: для Солнца орбис 7.5°, для Луны 6, для Меркурия и Венеры 3.5, для Марса 4 и для Юпитера и Сатурна 4.5°. Если планета ближе к сражающейся, чем указанное расстояние, она может «поделиться» своими баллами для её спасения в соотношении 1 / 2 (то есть, одариваемый получит только половину потраченных баллов).
Финальная цель — Солнце. Когда Солнце соперника захвачено, победа! — и игра завершена.
Посвящение
Сия книга и занимательная игра Ураномахия подготовлена для тех, кто желает посвятить себя свободным искусствам и астрологии,
проиллюстрирована и отредактирована Уильямом Фольком из Кембриджа.
Поле, фигуры и необходимые детали продаются в доме Уильяма Джонса,
собственным производством,
у западных дверей храма Павла в Лондоне.