αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Волопас: Мифология

Аркад

Это Аркад, сын нимфы Каллисто и, между прочим, эпоним [?] Аркадии. Он по ошибке затравил (или чуть было не затравил) на охоте мать Каллисто, возлюбленную Зевса, превращенную богами в медведицу - Герой, как водится, из ревности, или Артемидой из отвращения, или Зевсом из страха разоблачения. В одной группе созвездий еще и Гончие Псы - охотничье собаки Аркада, впрочем, доставленные на небо гораздо позже, в XVII веке Яном Гевелием. Заметим, кстати, что у Гевелия Волопас-Аркад изображен стоящим на нововведенном созвездии Гора Менала, находящимся в Аркадии. И отдадим должное мифологической аккуратности астронома.

Как побочную ветвь можно рассматривать интерпретацию созвездия как Ликаона, отца Каллисто.

Икарий

Другая версия уводит нас к легенде про Икария-винодела и его дочь Эригону. Икарий был первым, кто научился делать вино. Получив в дар от Диониса меха с вином и виноград, он погрузил это дело в повозку и поехал по всей Аттике (потому-то и Волопас!), угощая желающих и обучая их винному умению. Раз, угостив марафонских пастухов, он упоил их так, что у них стало двоиться в глазах. Решив, что их околдовали, они убили Икария. Эригона, которую на могилу отца привела собака Икария Мера (или Майра), в отчаянии повесилась, прокляв убийц. Те были найдены и казнены по подсказке оракула в Дельфах.

Так вот, по этой версии Волопас - это и есть Икарий, а верный пес и Эригона - созвездия Малый пес (или Большой) и Дева соответственно. Комментаторы объясняют связь созвездий этой области неба с их гелиакическим восходом в период сбора винограда. Вообще-то гелиакические восходы разных звезд и их сочетаний были важны в древности как календарный фактор, но все-таки это довольно произвольное объяснение. Сами же мифотворцы объясняют, что Икарий возил меха с вином на повозке, вот поэтому он - Волопас.

Другие версии

Культурный герой Сицилии Филомел, нищий изобретатель повозки и плуга, тоже кандидат на прототип созвездия, запечатленный в нем матерью его Деметрой.

Наконец, другой культурный герой Триптолем, первый землепашец, возможно, увековечен на небе почему-то в качестве скотовода-Волопаса.

«Катастеризмы» Эратосфена

Это, по рассказам, Аркад, рожденный от Зевса и Каллисто, которого Ликаон изрубил и предложил гостившему у него Зевсу для угощения. Но Зевс опрокинул трапезу (отчего город стал называться Трапезунтом) и поразил перуном дом Ликаона, вознегодовав на этого мужа за его злодейство. Аркада же он заново составил из обрубков, исцелил и поместил среди созвездий.

«Астрономия» Гигина

АРКТОФИЛАК
. 4.1. О нем существует предание, что это — Аркад, сын Каллисто и Юпитера. Рассказывают, что Ликаон разрубил его на куски и, смешав с другим мясом, предложил в качестве угощения Юпитеру, когда тот пришел к нему в гости: тем самым он хотел проверить, является ли богом тот, кто просит его гостеприимства. За содеянное зло он тотчас же подвергся тяжкому наказанию: Юпитер опрокинул стол, испепелил его дом перуном, а его самого превратил в волка. Собрав части тела мальчика и составив их воедино, он отдал его на воспитание некоему этолийцу. Когда Аркад, став юношей, охотился в лесу, он увидел, не зная того, свою мать, превращенную в медведицу. Замыслив убить медведицу, он преследовал ее в святилище Юпитера Ликейского, а всякому, вошедшему в него, наказанием, по аркадскому закону, была смерть. Поскольку их обоих ждала неотвратимая гибель, Юпитер сжалился над ними и, вознеся ввысь, поместил среди созвездий, о чем мы уже рассказали. Поэтому он, представляясь и в виде ее преследователя, и в виде ее стража, получил имя Арктофилак.

4.2. Некоторые утверждают, что это — Икарий, отец Эригоны. Рассказывают, что за справедливость и благочестие Либер передал ему вино, виноградную лозу и виноград, чтобы он научил людей возделывать его, получать плоды и пользоваться урожаем. Когда Икарий посадил виноградную лозу и неустанной заботой легко заставил ее цвести, тогда, рассказывают, в виноградник забрался козел и стал пожирать самые нежные листья. Это привело Икария в сильное негодование, и поэтому он убил его, сделал из его шкуры мех, наполнил воздухом, перевязал, бросил его среди своих друзей и заставил их плясать вокруг него. Вот почему Эратосфен говорит: У ног Икария они впервые заплясали вокруг козла.

4.3. Другие говорят, что Икарий, получив от Отца-Либера вино, тотчас же погрузил полные меха на повозку. Вот почему его называют также Волопасом. Когда он объезжал Аттику, он дал попробовать вина пастухам. Некоторые из них пожадничали и, привлеченные дотоле неизвестным им напитком, выпили сверх меры и уснули глубоким сном, беспорядочно повалившись на землю. Они двигали руками и ногами как полумертвые, произнося непотребные слова, и поэтому остальные пастухи, решив, что Икарий опоил их товарищей отравой, чтобы угнать в свою землю их скот, убили его и бросили в колодец. По другим же свидетельствам, они закопали его под каким-то деревом. Когда спавшие пастухи проснулись, они обнаружили, что никогда еще они не отдыхали лучше, и поэтому они стали искать Икария, чтобы отблагодарить его. Его убийцы, терзаясь угрызениями совести, сразу же пустились в бегство и прибыли на остров Кеос. Тамошние жители оказали им гостеприимство и позволили беглецам построить себе на острове дома.

4.4. Что же касается Эригоны, то дочь Икария сильно тосковала по отцу, возвращения которого она не могла дождаться. Когда же она решилась отправиться на его поиски, тогда к ней вернулась собака Икария по имени Мэра, которая завывала и скулила так, что она, казалось, оплакивает смерть хозяина. Тем самым она возбудила в ее мыслях немалое подозрение о его смерти. Ведь первое, что должно было прийти в голову молодой деве, это мысль о том, что ее отец, который отсутствовал столько дней и месяцев, убит. Собака ухватила ее зубами за край одежды и привела к мертвому телу. Как только дочь увидела его, она, потеряв надежду, удрученная одиночеством и нищетой, горько оплакав его, лишила себя жизни, повесившись на том же самом дереве, под которым была могила ее отца. Собака убила сама себя, принеся собою надгробную жертву. Некоторые передают, что она бросилась в колодец, называемый Адигр, и по этой причине, рассказывают, никто впредь не пил из того колодца. Юпитер, сострадая к их злой судьбе, поместил их среди созвездий. Поэтому многие называли Икария Волопасом, а Эригону — Девой, о которой мы расскажем далее. Собака же, и от своего названья, и по своему обличью, получила имя Каникула. Поскольку она восходит раньше Большого Пса, то греки называют ее Процион. Другие же говорят, что Эригону и Икария среди созвездий поместил Отец-Либер.

4.5. Тем временем на афинской земле множество дев лишили себя жизни, беспричинно повесившись, ведь Эригона перед смертью молилась о том, чтобы тою же смертью, какую она намеревалась встретить, умирали и дочери афинян, если только они не установят причину смерти Икария и не отомстят за него. Поэтому, когда произошло вышеупомянутое событие, афиняне вопросили оракул Аполлона и получили ответ, что они должны исполнить требование Эригоны, чтобы избавиться от проклятия. Поскольку она повесилась, то они постановили подвесить на веревках доску и раскачиваться, подобно тому как повесившийся раскачивается ветром, и это празднество они решили торжественно справлять ежегодно. Они совершали его и частным образом, и публично, назвав Алетиды, ведь Эригону, искавшую с собакой отца и вынужденную оставаться неизвестной и одинокой, называли нищенкой — греки называют их aletides.

4.6. Вдобавок, взошедшая Каникула пылающим зноем лишила поля и нивы кеосцев урожая, а их самих, ввергнув в мучительные болезни, заставила претерпевать наказание за Икария, — наказание за оказанное им гостеприимство убийцам. Царь кеосцев Аристей, сын Аполлона и Кирены, отец Актеона, вопросил отца о том, что следует предпринять, чтобы избавить государство от бедствия. Бог повелел ему искупить обильными жертвоприношениями смерть Икария и просить Юпитера, чтобы на то время, когда восходит Каникула, он даровал ветер, который бы дул сорок дней и умерил ее зной. Аристей исполнил повеление и добился у Юпитера желаемого: в продолжение того времени стали дуть ветры этезии (некоторые называют их «ежегодными»), ведь они ежегодно начинают дуть в определенное время; греческое слово ετος означает «год» по-латински. Некоторые называют их также «айтезиями», потому что они выпрошены у Юпитера, и он даровал их именно по этой причине. Впрочем, оставим этот вопрос нерешенным, чтобы о нас не подумали, что все объяснения мы приписываем себе.