αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Агон

Греческая культура — агональная культура агон, ἀγών — состязание; термин агональность в применении к греческой культуре ввел Я. Буркхардт, она пронизана духом соревновательности.

Греки соревновались во всем, всегда и при всяком удобном случае: кто быстрее пробежит и кто дальше прыгнет, кто лучше играет на флейте и кто громче свистнет, кто сильнее и кто красивее, кто… ну в общем, что перечислять! Даже греческие боги, нет что бы пребывать в божественной самоуспокоенности, были подвержены агональной страсти: достаточно вспомнить, например, суд Париса, оценивавшего трех заспоривших о своей красоте богинь, приведший в конце концов к Троянской войне или несчастного Марсия, проигравшего Аполлону в музыкальном соревновании, за что бог спустил с сатира шкуру в самом буквальном смысле.

По всякому поводу и без повода греки устраивали спортивные состязания, агоны. Считают, что агоны началось с погребальных игр, и приводят в пример игры, устроенные Ахиллесом на погребении Патрокла в «Иллиаде». Но с другой стороны в «Одиссее» мы читаем описание игр совсем по другому поводу! Так или иначе, но греческие спортивные агоны точно были связаны с религиозными празднествами: даже беговые дорожки на первых стадионах оканчивались у жертвенника или у входа в храм, где жрец встречал победителя забега, чтобы вручить ему жертвенный факел.

Надо полагать, именно поэтому главной спортивной дисциплиной на греческих играх был бег: не панкратион, не метание дротика в цель, не колесницы — бег, и победитель в беге становился победителем игр. Впрочем, дисциплины были разные, включая состязания в искусстве игры на музыкальных инструментах, но не будем на это отвлекаться сейчас.

В силу агональности культуры игры были элементом политического влияния и становились регулярными в составе религиозных или сами по себе. Были четыре общегреческие агона, панэллинские игры: Олимпийские игры, Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Другие региональные спортивные праздники пытались сравняться с ними по значимости, но так и не преуспели, скажем Панафинейские игры, Делии на Делосе или «Медный агон» — игры в честь Геры в Аргосе.

Учреждение древнейших игр обычно обосновывалось мифологически.

Мифы учреждения агонов

Мифологические версии основания каждого агона были разнообразные, в них принимают участие как боги, так и герои. Часто мифы нанизывались, чтобы примирить их друг с другом: де, некий бог провел погребальную церемонию с разовым агоном, некий царь учредил позже игры, а некий герой их возродил и ввел в традицию.

Говорят, Олимпийские игры обязаны своим возникновением дактилю о дактилях можно посмотреть здесь: Боги, божества, духи Гераклу (не путать с героем Гераклом!). Он вместе со своими четырьмя братьями отправился в Олимпию и учредил здесь игры в честь Зевса. Игры проходили каждые пять лет по числу дактилей.

По другой версии, Олимпийские игры учреждены в Пелопом в честь Эномая или, наоборот, в честь самого Пелопа Гераклом (но посвящены Зевсу).

Наконец, есть версия, что Олимпийские игры учредил Геракл после укрощения критского быка.

По преданию, вторые по значению Пифийские игры были учреждены Аполлоном в связи с его победой над драконом Пифоном. Другая версия доверяет основание игр в честь Аполлона Диомеду. Первоначально Пифийский агон проводился раз в восемь лет.

Истмийские игры учреждены едва ли ни самим Посейдоном. По более правдоподобной версии, ввел их Сисиф (который про камень) в честь Меликерта, морского божества и одновременно младенца, того самого, что на картинах и скульптурах обычно изображают верхом на дельфине. Наконец, самое реалистичное предание приписывает учреждение игр Тесею после умерщвления Скирона или Синиса.

Наконец, Немейские игры учреждены Гераклом после победы над Немейским львом или царем Аргоса Адрастом, возглавившим поход семерых против Фив, в память о малолетнем сыне Ликурга Офельте (это отдельная мелодраматическая история).

Виды соревнований

Главное событие на всех соревнованиях - бег на один стадий, который и назывался «стадий». Единица длины «стадий» примерно равна 180 - 195 метров и несколько отличалась в разных регионах античного мира. Считается, что она равна расстоянию, которое путник проходит за время появления солнца над горизонтом от первого луча до полного диска. Я также встречал легенду, что это расстояние отмерил впервые Геракл, пробежав его на одном вдохе.

Практиковались другие виды бега: двойной стадий «туда-и-сюда», долихий (δόλιχος) — бег на несколько (бывало по разному) стадий, что соответствует современному бегу на средние дистанции. Бега на длинные дистанции в программах игр не встречается, хотя он был востребован: вспомним Филлипидиса (Фиддипида). Зато был бег в вооружении — ὁπλίτης, бег гоплитов, гоплитодром.

Был комбинированный пентатлон, включавший бег, два вида метаний (кажется, на точность, а не на дальность), прыжок в длину и вовсе не лектоатлетическую борьбу. Варианты допустимы.

Обязательны те или иные боевые искусства: борьба, кулачный бой и панкратион — вид, близкий «боям без правил», а также гонки колесниц разного вида.

Но были и другие, необычные состязания, свои, оригинальные для каждого города: никаких общих правил на этот счет, конечно, не было.

Например, на Панафинейских состязаниях была необычная комбинированная фор­ма соревнований колесниц и бега: «апобат», apobates, прыжок вооружён­ного воина на ходу с колесницы, после чего ему предстояло бегом преодолеть некоторое расстояние рядом, сдерживая коней, а затем вновь вскочить в колесницу. Упоминаются соревнования по верховой езде, корабельная регата, «бег с факелами» (не ясно, соревновательный или просто по приколу нет).

И в отличие от современных спортивных игр, античные включали состязания по владению искусством: игре на музыкальных различных инструментах и т.п. В некоторых случаях (например, Пифийские игры) эти состязания выходили на первый план.

Сводная таблица

Агоны
ИгрыПан...УчредительВ честь...КогдаГдеПериодичностьДисциплины базовый списокПризы
Олимпийские Геракл (дактиль)
Пелоп
Геракл
Зевс 776 до н.э. Олимпия раз в 4 года (сначала 5 миф.),
первое полнолуние после летнего солнцестояния
(Гекатомбеон)
бег
пентатлон
кулачный бой
панкратион
колесницы
κότινος — котинос
(венок из оливы)
Пифийские Аполлон
Диомед
Аполлон 586 до н.э. Дельфы раз в 4 года, 3-й год олимпиад
(атт. Метагейтнион = дельф. Букатий)
музыкальные соревнования
бег
борьба
кулачный бой
панкратион
пентатлон
колесницы
лавровый венок
Истмийские Посейдон
Сисиф
Тесей
Посейдон 582 до н.э. Истм раз в 2 года
между 4—1 и 2—3 годами олимпиады
бег
борьба
кулачный бой
панкратион
пентатлон
музыкальные соревнования
колесницы
венок сельдерея → сосновый венок
Немейские Адраст
Геракл
Зевс 573 до н.э. Немея раз в 2 года
2 (новолуние июня) и 4 (зима) год олимпиады
бег
борьба
кулачный бой
панкратион
пентатлон
стрельба из лука
метание диска
метание копья
конные соревнования
оливковый венок → венок сельдерея
или плющ с петрушкой символ несчастья: чтобы не загордились
Панафинейские
(Панафинеи)
Эрехтей
Тесей
Афина 565 до н.э. Афины раз в 4 года
3 годы олимпиады
(21 — 29 гекатомбеона)
музыкальные соревнорвания
бег
пятиборье
борьба
кулачный бой
панкратион
колесницы
командный конкурс красоты (eujandriva)
регата
венок оливы
панафинейская амфора
Делийские
(Делии)
Делосский союз Аполлон 425 до н.э. о. Делос раз в 4 года
«Медный агон»
(Гереи)
Гера Аргос раз в пять лет в составе празднества «Герея» выраженный военный оттенок медный щит
Гераклеи Геракл Фивы
Сикион
о. Кос
о. Мендос
раз в пять лет в составе празднества «Герея» венки из плюща и лавровые
Алкотаи Мегара мужские игры
Ахилл Спарта
Гереи Гера Олимпия
Артемидии Артемида Спарта женские
Горгиппия молодежные

Карта агонов