Рекламный блок

Боги, божества, духи

Как и полагается классическому политеизму, религия греков включает множество самых разнообразных богов, божеств, божков, духов, демонических сущностей и прочих существ нематериального плана, представляющих, собственно, персонификацию всего разнообразия окружавшего греков мира.

Среди всего этого зоопарка (или, если угодно, тео-парка) особо выделялись двенадцать главных богов, входивших в олимпийский Пантеон и для которых существует отдельная страница сайта. Они занимались общими делами земли и человечества и формировали, так сказать, стратегическую политику мировой жизни.

Боги рангом ниже ограничивались более узкими сферами. Были, например, боги морской стихии, входившие в круг Посейдона: его жена Амфитрита, Понт, Главк, Тритон. Были боги небесных явлений, больше, впрочем, старейшие титаны: Гелиос, Селена, Эос. Были зловещие боги смерти и подземного мира из круга Гадеса: Персефона, Геката, Танатос и другие. Специальные боги занимались гуманитарными вопросами: скажем, Эрот со своим братом Геменеем - делами любви и, соответственно, брака, богини справедливости устанавливали нравственные законы и следили за их выполнением, а Гигиея следила за гигиеной была богиней "предупреждающей" медицины. Список далеко не полон и его можно легко продолжить как в глубину, так и в ширь.

Поскольку всякая сущность окружающего греков мира имела своего нематериального покровителя, число таких покровителей множилось и множилось: каждая гора, река, ручей, лес и лесная опушка и даже каждое достаточно взрослое дерево обладало своей персональной проекцией в мире божественного. На полноценных богов они, конечно, не тянут и могут называться божествами или, обобщенно, богами-"множествами" по определению Гаспарова. Это разнообразные нимфы и сатиры, тритоны и оры, анакты и кабиры, дриады и гамадриады. Они выглядят общей массой, Всех имена их назвать никому из людей не под силу. Знает названье потока лишь тот, кто вблизи обитает - справедливо говорит Гесиод о речных богах, но в конкретных случаях вполне персонифицируются, и каждый житель любой греческой деревушки знал по именам ближайших нимф, божество источника под горой и встречался с сатирами соседнего леса.

Наконец были и просто духи, демоны, точнее даймоны, как положительного - агатодаймоны, - так и злобного свойства - какодаймоны (привет, Doom!), а впрочем, и совершенно даймоны нейтральные к человеку.