αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Герои

Герои в греческой мифологии - выдающиеся личности, определившие развитие цивилизационного пространства. В отличие от современных «выдающихся личностей», которыми становятся по личным способностям, сложившимся обстоятельствам, воле и упорству, герои в древней Греции появлялись иначе.

Хотя Гесиод и утверждает, что во времена титанов на земле сиял золотой век, реки текли млеком и сметаною, а смертные были довольны, счастливы и умирали глубокими старцами с тихими улыбками на розовых лицах, этот миф не более схож с правдой, чем миф о счастливой жизни в Советском Союзе. После устранения титанов от власти богами, выяснилось, что Ойкумена была близка к гуманитарной катастрофе. Люди не верили в добро и потому повсеместно творили зло, боги не почитались, долг гостеприимства был забыт, на дорогах бесчинствовали разбойники, в лесах шуровали дикие звери, а с подачи Геи-матушки на свет то и дело появлялись мерзкие чудовища, злобность которых соперничала с неуязвимостью.

В этой ситуации боги предприняли - интуитивно или намеренно, неважно - неожиданный ход: начали производить на свет героев. Слово "производить" нужно понимать буквально: хотя рождавшиеся герои были смертными, одним из их родителей, обычно отцом, был тот или иной бог. Так, например, биологическим отцом Геракла был Зевс, Тесея - Посейдон, а Орфея - Аполлон.

Герои наделялись божественными родителями силой (иногда почти сверхъестественной), отвагой и благородством, но и нелегкой судьбой: хотя сами они того и не осознавали, на героях лежала миссия очистить Ойкумену от хтонической мерзости, оставшейся от титанов, сократить до разумного количество хищников, обуздать разбойничью вольность. Затем на ряду с героям-воинам стали рождаться культурные герои, несшие цивилизаторскую функцию. По-существу, герои были прогрессорами греческого мира.

Путь героя был непрост, судьба не стлала ему ровной дороги, а были предопределены превратности, потеря родного дома, жизнь на чужбине, поиск социального отца, борьба за возвращение царства, или козни со стороны родственников, или служба на посылках у самодура вроде Эврисфея и т.п.. Задачи перед смертным стояли неподъемные даже для сверхчеловеческих способностей, цели субъективные и божественный замысел вступали в конфликт, и потому судьба героя всегда драматична.

Для богов выпестовывание героев не было простым делом, как можно решить, прочитав Любовные утехи Зевса. Героическая мощь накапливалась в поколениях постепенно, и, как заметила Тахо-Годи, Зевсу потребовалось тридцать поколений, чтобы через Ио, Данаю и Алкмену на свет, наконец, появился Геракл. Боги, естественно, следили за своими смертными потомками, сочувствовали и помогали им. Герои же, приобретая влияние в делах земных, становились аргументом в спорах богов между собой и постепенно из пешек оказались значимыми фигурами во внутренней политике Олимпа.

Более того, нарастающая самостоятельность героев, их готовность формировать героические союзы и даже подчас прямое соперничество с богами грозили перейти в открытый конфликт смертных героев с олимпийцами. Таким образом, намеренно или интуитивно, боги закрыли проект потомков-героев. Были инициированы война семерых против Фив и Троянская война, в ходе которых герои истребили друг друга.