Рекламный блок

Зевс олимпийский бог

Зевс
Зевс
скульптура Фидия,
Олимпия
о скульптуре
Скульптура Зевса в Олимпии,
автор ее Фидий;
одно из Семи чудес света.
Не сохранилась;
существуют многочисленные реконструкции,
рисунки и копии,
в частности, в Эрмитаже.

Зевса в собственном его виде на небосводе среди созвездий нет. (Ну, почти: есть одно единственное апокрифическое изображение.) Он присутствует здесь только косвенно: ряд созвездий так или иначе соотносятся с мифологическими сюжетами, связанными с его именем. Но поскольку он верховный бог, таких сюжетов очень много. Про любовные похождения Зевса пришлось сделать даже отдельную страницу. В других астральных мифах, числом великим, Зевс только упоминается. А вот история про рождение Зевса заслуживает подробного описания именно здесь.

Рождение Зевса


Рея подает Кроносу запеленутый камень
барельеф, III в. до н.э.
музей Капитолия, Рим, Италия

Мать Зевса Рея была вынуждена тайно родить сына, чтобы уберечь его от своего супруга и отца ребенка Кроноса: Крон, владыка доолимпийских богов, проглатывал всех своих рождавшихся детей, поскольку знал из предсказания, что именно его сын отберет у него верховную власть. Зачем он глотал дочерей - Гестию, Деметру, Геру - не очень понятно. Должно быть, на всякий случай. До Зевса у Кроноса были сыновья Гадес и Посейдон, и все они были пожраны отцом.

Так вот, чтобы спасти дитя, Рея родила Зевса в пещере на Крите. Крону Рея дала проглотить плацебо - запеленатый камень. Кронос сгоряча проглотил, но потом заподозрил неладное.

О месте рождения

Остров Крит общепризнанное место рождения Зевса, и я видел пещеру, где это произошло. Однако, даже на Крите соседняя гора оспаривает это право называться местом рождения Громовержца; есть и другие претенденты, например, горы Иды в Малой Азии.

Роды проходили в присутствии свиты богини, в которую входили в частности, кабиры, претендующие на одно из созвездий.

Кабиры и другие сопутствующие лица, Дактили

В свиту Реи включатся также карибанты, которые часто отождествляются с кабирами, и куреты, бившие во время родов в щиты, чтобы Кронос не услышал криков младенца. С кабирами ассоциируют и родосских тельхинов, но с поздними, не нашими кабирами, к рождению Зевса тельхины, кажется, не имеют отношения. Кабиры, куреты, карибаны имели смутные полузабытые культы в местах, претендующих на рождение Зевса - в первую очередь, на Крите и в горах ионийской Иды. Они были связаны, кажется, с культом Кибелы, малазийской ипостаси Реи.

Но трудно доискаться,
Кто вышел первым на свет из людей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Или куреты идейские, поросль богов, иль корибанты фригийские
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иль элевсинская пашня Рарийская -
Жителя своего Дисавла,
Или Лемнос -
Дивных чад своих Кабиров?

Неизвестный эллинский поэт

Когда Рея рожала, она, боясь закричать и привлечь внимание Кроноса, вдавила пальцы в землю. Из земли вышли Дактили (гр. Δάκτυλοι - "палец") - пять женщин из левой и пять мужчин из отпечатков пальцев правой руки. Дактили стали спутниками Реи-Кибелы. Дактили охраняли колыбель Зевса, обладали магическими навыками и научились добывать железо. Дактилей-братьев звали Кельмис, Дамнаменей, Геракл и Акмон (последний забыт) или Геракл, Пеон, Эпимед, Иасий и Акесид, а имена женщин были страшной тайной. Культ Дактилей тоже прослеживается в общей картине кибеловских культов.

При рождении Зевса местная критская божественная коза Амалфея родила двух козлят. Я о ней еще расскажу ниже.

Зевс-младенец

Шум и гам - хохочут девы,
В медь колотят музыканты.
Под визгливые напевы
Скачут, пляшут корибанты.

В кипарисной роще Крита
Вновь заплакал мальчик Реи,
Потянул к себе сердито
Он сосцы у Амальтеи.

Юный бог уж ненавидит,
Эти крики местью дышат,
Но земля его не видит,
Небеса его не слышат.

Афанасий Фет, "Зевс"

На Крите Зевс и вырос, и был выкормлен божественной козой Амалфеей (правильно Амальтея; мифологи предпочитают использовать традиционное имя, а вот у астрономов спутник Юпитера называется Амальтея) и, говорят, божественной козой Эгой. Амалфея и Эга были сестрами, да и скорее, нимфами, чем козами. Другие утверждают, что были две "козочки" - Эга и Гелика; хотелось бы их считать теми козочками, что родила Амалфея, но как бы они могли выкармливать Зевса? Амалфея придумала подвесить Зевса в люльке, для того, чтобы Кронос не смог найти его не на земле, ни в воде, ни на небе. Собственно, так и появилась люлька. А карибаны вошли в раж и продолжали стучать в щиты при всяком удобном случае.

Молочным братом Зевса, которого выкармливала тоже Амалфея, или, по крайней мере, другом самого нежного детства, был, между прочим, Пан.

Амалфея была запечатлена в виде созвездия Козерог. Это наиболее распространенная версия. Некоторые, ссылаясь на Эратосфена, пренебрежительно замечают, что Козерог здесь не причем, а Амалфея была превращена в Капеллу, альфу Возничего, а рядом помещены звёздочки, ее козлята. Капелла, действительно, означает "козочка" и в некоторых небесных атласах изображается как козленок на плечах Возничего, а рядом с Капеллой располагается астеризм Козлята, состоящий однако, не из двух, а из трех звезд.

Крон, однако, прослышал об обмане и стал искать младенца. Греческий комедиограф Филемон пишет, что Зевс вынужден был превратиться в змея, а своих нянь обратить в медведиц. Отсюда и взялись Большая и Малая Медведицы и созвездие Змея. Под Змеем Филимон разумеет, безусловно, созвездие Дракон, в Греции это были почти синонимы. Все три созвездия расположены в одной приполярной области неба, и Дракон змеится меж Медведиц.

Что за няни? Сначала считалось, что Зевса выкармливали также две медведицы, Мелисса и Гелика, в благодарность они были помещены на небо. В поздних пересказах мифа Мелисса и Гелика уже нимфы; вероятно, о них рассказывает Филемон, вводя в сюжет превращение нянь в медведиц и Зевса в змея. Арат, однако, называет нимф-нянь чуть иначе: Киносура и Гелика. Так или иначе - Большая медведица - это Гелика, а Малая - или Мелисса, или Киносура.

Титаномахия

Когда Зевс вырос и возмужал, Рея споспешествовала в его анонимном трудоустройстве к Кроносу виночерпием. По рецепту многомудрой Метиды Зевс приготовил сильнодействующее рвотное средство - смесь горчицы с солью, - подмешал его в медовый напиток и поднес отцу. Выпив, Кронос изверг из недр чрева поглощенных им детей.

Вырученные из неволи старшие Крониды Гадес и Посейдон воздвигли вместе с Зевсом жертвенник (созвездие Жертвенник), принесли на нем кровавую жертву и клятву вместе сражаться против отца до последнего вздоха.

Война продолжалась десять лет. На сторону Кроноса встали титаны, а на сторону трех его сыновей - молодые боги младшего поколения, в последствии получившие наименование олимпийских. Именно с Олимпа вели они боевые действия, а ставка титанов была на Офрийской горе. Эта война многократно упоминается на страницах сайта под названием титаномахии.

Война закончилась полной победой олимпийцев, Зевс забрал власть и установил вселенский триумвират в составе Зевс - Посейдон - Гадес, в котором играл подавляющую роль.

Катастеризмы

В деле озвездения неба Зевс поучаствовал косвенно, но неоднократно. Пишу здесь кратко, а развернуто - на связанных страницах сайта. Отдельно стоит почитать про Любовные утехи Зевса.

  • Среди разных версий происхождения созвездия Козерог есть версия и с участием Зевса. По этой версии Зевс пытался скрыться от преследующего его Тифона, превратившись в рыбу и нырнув в ручей. Момент метаморфоза [?] запечатлен в созвездии.
  • В альтернативной версии того же мифа Зевс спас Афродиту и Эрота от Тифона превратив в рыб.
  • Послал коршуна похитить тело Кампы.
  • Превратил Ликаона в волка и в одноименное созвездие за изощренное святотатство.
  • Был отцом Геракла, сияющего на небе в своей латинской ипостаси - Геркулес.
  • Созвездие Жертвенник помещено на небо в память о совместном служении трех Кронидов - Зевса, Посейдона и Гадеса - перед началом титаномахии[?].
  • Принимал участие в событиях Ориониады и причастен к судьбе Ориона и Хирона. Да и Прометея, конечно.

Его атрибутивная птица - орел - и животное - бык (телец) - помещены на небе: возможно как атрибуты, но, может быть, и как анималистические воплощения.

Согласно Макробию, по мнению Р.Грейвса, с Зевс ассоциируется с Овном. Не знаю, как это прокомментировать.