Звёздное небо в живописи страница в разработке
Художники
Донато Крети
Донато Крети (Donato Creti, 1671 — 1749) — итальянский живописец эпохи рококо.
Формально цикла картин Донато Крети «Астрономические наблюдения» не должно быть в этой подборке, потому что как раз звёзд-то на этих картинах и нет. Тем не менее, это важная серия, специально посвященная астрономии, и я даже поставил её на первое место.
Заказал картины в 1711 году граф Луиджи Фердинандо Марсили, итальянский военный деятель, учёный-натуралист, страстный астроном. Незадолго до этого граф-астроном основал в Болонье Институт наук, которому требовалось собственное здание с обсерваторией. Поскольку Болонья входила в папские владения, необходимо было заручиться покровительством понтифика, и Марсили решил послать папе Клименту XI вместе с необходимыми документами серию картин на тему торжества астрономии, в подарок. Забегая вперёд, папа поддержал проект и выделил определённую сумму на Институт наук.
Картины цикла показывают пасторальные пейзажные сценки, в которых вместо пастушков и пастушек фигурируют астрономы, куртуазно проводящие наблюдения за небесными объектами: Луной, Солнцем, пятью планетами и кометой. Сами предметы их астрономического интереса представлены на небе так, как они видны в телескоп, в большом масштабе и с мелкими деталями, невидимыми невооруженным глазом. Их писал не Крети, а миниатюрист Раймондо Манцини, который даже обсуждал с заказчиком возможность использования одного из телескопов, чтобы изобразить планеты с научной точностью и не погрешить против истины; неизвестно, чем окончились эти переговоры, но судя по результату, Манцини телескопом воспользовался.
Все работы имеют одинаковый формат и оформлены в одну рамку. Находятся они в музее Ватикана и в 2017 году приезжали в Москву в составе выставки «Roma Aeterna» в Третьяковке.
Винсент ван Гог
Ночная терраса кафе
Первая картина Ван Гога из миницикла «ночных пейзажей со звёздами».
На картине — терраса кафе в Арле, искусствоведы датируют её сентябрём 1888 года.
Попытку идентификации звёзд выполнил в 2019 году французский астроном Жан-Пьер Люмине (Jean-Pierre Luminet, занимается релятивистской астрофизикой, а также рисовальщик, гравёр, писатель и поэт). Он предполагает, что на картине изображено созвездие Водолей, как оно выглядело с этой точки между 9 и 14 сентября 1888 года около 22 часов.
Сомневаюсь, что когда в лицо — свет с освещенной террасы кафе, можно различить тусклые звёзды Водолея.
Звёздная ночь над Роной
Вид на набережную восточного берега Роны в Арле, предположительно, прямо напротив западного берега в двух минутах ходьбы от дома на площади Ламартен, который Ван Гог арендовал некоторое время. Эскиз картины содержится в письме, которое Ван Гог отправил своему другу Эжену Бошу 2 октября 1888 года. Картина выполнена в технике «алла прима», то есть за один сеанс, так что вероятно, создана близ этой даты.
Очевидно, изображён Ковш Большой Медведицы с окружающими звёздами. Хотя Ковш несколько искажён, сомнений в этом не может быть: автор пишет брату Тео
…небольшой эскиз на холсте — вкратце: звёздное небо, разрисованное ночью; и, разумеется, газовые рожки фонарей. … На аквамариновом поле неба Большая медведица сверкает зелёным и розовым, чья бледная скромность служит контрастом для грубого золотого фонарей.
А эскиз, посланный Эжену Бошу, комментирует так:
…наброски Роны, города, находящегося в газовом свете и отраженного в синей реке. Со звездным небом над головой, с Большой Медведицей — с розово-зеленой искоркой на кобальтово-голубом поле ночного неба, а свет города и его резкие отражения — из красного золота и зеленого с бронзовым оттенком.
Попытку датировки предпринял итальянский астроном Джанлука Маси (Gianluca Masi) (~2020 г.). По его расчётам указанное положение Ковш занимал между 20 и 30 сентября 1888 г. в 22:30. Астроном объясняет деформацию фигуры созвездия тем, что между прорисовкой первых и последних звёзд Ковша прошло примерно 40 минут, звёзды сдвинулись, а художник этого-де и не заметил. Довольно наивное объяснение.
Однако упомянутый выше французский астроном Жан-Пьер Люмине сомневается в возможности наблюдать Ковш в направлении, отображенном на картине. Основываясь на исследовании 2012 года фотографа Раймонда Мартинеса, он определяет направление центра картины на юго-запад (то есть Большая Медведица должна быть за правым плечом художника). Астроном предполагает, что Ван Гог намеренно совместил пейзаж и звёздное небо из эстетических соображений.
Звёздная ночь
Последняя картина из миницикла «ночных пейзажей со звёздами» и одна из самых известных работ Ван Гога. Представляет вид из восточного окна спальни Ван Гога в Сен-Реми-де-Прованс.
Ван Гог писал брату Тео: Сегодня утром смотрел на местность из окна задолго до восхода солнца, с единственной утренней звездой, казавшейся очень большой
. Во время создания работы Венера была видна на пределе своей яркости и, по-видимому, именно она изображена самой крупной «звездой» на картине, также самой низкой над горизонтом, справа от кипариса.
Фаза луны не соответствует действительной фазе на момент написания картины, она была близка к третьей четверти или немногим ранее (честно говоря, такого вида у луны вообще не может быть, это художественная вольность). Американский искусствовед и историк искусства Элберт Боайм (Albert Boime, 1984) считает, что изначально Ван Гог намеревался изобразить растущую выпуклую Луну, но потом вернулся к традиционному месяцу, ореол вокруг которого остался от первоначальной версии. Это противоречит эскизу, посланному Тео, где такая же луна и такой же ореол.
Кроме того искусствовед полагает, что звёзды на картине соответствуют созвездию Овен.
Небесные «вихри» тот же исследователь считает восходящими к спиральным галактикам или даже к кометам с иллюстраций популяризатора астрономии Фламмариона. Гарвардский астроном Чарльз Уитни (Charles A. Whitney) вспоминает зарисовку галактики Водоворот в Гончих Псах, сделанную Уильямом Парсонсом в 1845 году (почти полвека прошло!). Я считаю эти попытки крайне неубедительными.
Астрономическая датировка ночного пейзажа — 23 мая 1889 г., хотя уже известный нам Ж.-П. Люмине указывает на два дня позже: 25 мая 1889 года, 4:40.
Дорога с кипарисом и звездой
Картина Ван Гога, известная также как «Просёлочная дорога в Провансе ночью», написана в мае 1890 года. Последняя работа художника, законченная им в Сен-Реми-де-Прованс.
В 1988 году астроном и forensic astronomer (судебный астроном?!.) Техасского университета Дональд Ольсон (Donald Olson), известный по прозвищу «Небесный сыщик» предположил, что вид ночного неба может отражать соединение Меркурия с Венерой 20 апреля 1890 года. Соединение, впрочем, довольно широкое: планеты находились тогда на угловом расстоянии 3° друг от друга и 4° от Луны, и цитируя Википедию, имели совместную яркость, сопоставимую с Сириусом
. Это мнение поддержал историк-искусствовед Элберт Боайм (он нам встречался) в работе 2008.
Хочется съязвить и даже два раза: тоже мне достижение, «яркость сопоставимая с Сириусом»: Венера и сама по себе кратно ярче Сириуса (раз), и (два) как можно оценивать «совместную яркость» объектов, разнесённых друг от друга на 6 дисков луны?
Я, впрочем, не сомневаюсь, что такая конфигурация — Меркурий / Венера / луна — имела место весной 1890 года. Но тогда 1) это должно быть раннее утро перед рассветом, 2) соответственно, серп луны повёрнут в другую сторону, и 3) что же это за движуха на дороге в четыре часа утра?
Резюме: художественная достоверность картины Ван Гога довлеет над достоверностью астрономической.
Это стоит помнить и в других случаях.
Белый дом ночью
Картина написана 16 июня 1890 года в городке Овер-сюр-Уаз.
По предположению знакомого нам Дональда Ольсона и его коллеги Рассела Дёшера (Russell Doescher), астрономов из Университета штата Техас, объект в небе над белым домом — планета Венера, бывшая в эти дни доминирующей по яркости на вечернем небе. Расчёты астрономов (и фактическое сопоставление: Ольсон со студентами специально ездил на место событий; работа, вероятно, ~2000 — 2001) показали, что это положение планеты соответствовало примерно 20 часам.
При этом тени от фигур свидетельствуют, что солнце еще не зашло и довольно высоко над горизонтом; в таких условиях Венера вряд ли вообще видна (а что же делать с названием картины?). Таким образом, и в этом случае художник совместил на картине два сюжета, на этот раз, в отличие от «Звёздной ночи над Роной», совместил по времени.
Портрет Эжена Боша
Портрет упоминавшегося друга Ван Гога Эжена Боша. Картина написана в тот же период, что и цикл «ночных пейзажей со звёздами», и здесь тот же интерес к звёздному небу. Конечно, звёзды остаются здесь чисто декоративным элементом и не идентифицируются. По-этому, казалось бы, портрет можно и «не вставлять в книжку», но он показывает неслучайность мотива звёзд в творчестве художника.
Николай Рерих
Звёзды не идентифицируются, за исключением третьей работы, «Матери мира»: там можно увидеть очертания Ковша и Арктур, и, может быть Спику. Указал мне, нерадивому, на это the_samian, спасибо.
Кандинский и Массон
Из Википедии: Василий Кандинский (1866 — 1944) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма
, Андре Массон (1896 — 1987) — французский живописец и график
, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм.
В 1938 году Василий Кандинский и Андре Массон выполнили совместный проект, цикл из четырех литографий, посвященных теме космоса и небесных тел. Серия была выпущена для французского художественного издания «Verve» Эжена Териада.
Ну да, узнаваемых астрономических объектов мы здесь не увидим, но художников, вероятно, ценят не за это.
Джорджия О'Кифф
Джорджия О'Кифф (Georgia O'Keeffe, 1887 — 1986) — американская художница XX века, «мать американского модернизма». Ну и звёздное небо у неё такое… модерновое. Но — что есть.
Свен Джонсон
Свен Джонсон (Sven Jonson, 1902 — 1981) — шведский живописец, сюрреалист.
Среди огромного количества картин художника на интернет-площадках можно найти много его работ со звёздами, впрочем, очень близких по исполнительской манере. Особенно привлекает художника Орион, а так же Ковш Большой Медведицы, который он часто изображает деформированным и даже зеркально отраженным. Другие звёздные сюжеты не идентифицируются.
Joe Bowen
Современный английский художник. Звёзды не идентифицируются.
Марио Скифано
Марио Скифано (Mario Schifano, 1934 – 1998; часто Шифано, но это не по-итальянски) — итальянский художник и коллажист, постмодерн.
Алексей Савченко
Алексей Савченко — современный российский художник.
Звёздного неба в его работах много, но оно вполне условное, и звёзды не идентифицируются.
Другие
Жан-Франсуа Милле, между 1850 и 1865; Художественная галерея Йельского университета, США
Объекты
Звёздное поле
В постимпрессионистские времена стало возможным не просто писать звёзды, а писать только звёзды. Выглядят такие работы чисто декоративно (или, если угодно, концептуально), но бывает и так.
Вия Целминьш
Вия Целминьш (лат. Vija Celmiņa, 1938) — американская художница латышского происхождения, график. В 1940 году её семья бежала из Риги от оккупационного советского режима в нацистскую Германию, по версии английской Википедии; по версии русской — в 1945 году в Восточную Германию. В 1948 году семья эмигрировала в США.
Считается представителем американского формального фотореализма: её работы — фактура океана, паутины, скал, звёздных полей. Для материала картин звёздных полей художница берёт профессиональные астрофотографии и тщательно копирует их на полотно. Не знаю, насколько это можно считать искусством. В иконографии Вии Целминьш не менее 20 «Ночных небес» мало отличающегося содержания (исходя из названий, имеющих вид «Ночное небо № N»); все их не удалось найти, и, наверное, необязательно: и так всё ясно.
Самая дорогая работа Вии Целминии, «Ночное небо №14» продана в 2013 году на аукционе Christie’s за $2,4 млн.
Созвездия
Созвездия как самостоятельные живописные образы.
Пикассо
В 1924 Пикассо делает в блокноте серию рисунков на 16 страницах, оставшихся под названием «Созвездия». Считается, что они вдохновлены наблюдением звёздного неба и перелистыванием исследованием звёздных атласов. Глубину исследований я не берусь оценивать. Мне не удалось найти все 16 страниц, но я не слишком переживаю на этот счёт.
Считал ли сам Пикассо свои «Созвездия» созвездиями, тоже неясно: так, один из рисунков через два года был представлен в виде литографии под названием «Три гитары». Ну, в общем, созвездия, гитары — какая разница?
Жоан Миро
Жоан Миро-и-Ферра (1893 — 1983) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график: абстракционизм, близокий к сюрреализму, как сообщает Википедия.
Серию из 23 гуашей «Созвездия», которую Большая российская энциклопедия называет одной из вершин творчества Миро, художник создал в 1939 — 1941 годах сначала в Нормандии, а затем на Майорке, куда бежал после вторжения немецких войск во Францию. По словам художника, цикл был создан под воздействием ночи, звёзд и музыки Баха и Моцарта. Драматизм серии, считают искусствоведы, предопределён ощущением надвигающейся на Европу катастрофы.
Макс Билль
Макс Билль (Max Bill, 1908 — 1994) — швейцарский скульптор, художник-абстракционист, архитектор и дизайнер, представитель цюрихской школы конкретного искусства, которое должно основываться на исключительно математических и геометрических параметрах
Википедия, даже когда речь идёт о звёздном небе.
16 созвездий
Макс Билль, 1974, AKG Art Museum
Северная Корона
Северная Корона — созвездие, встречающееся в барочной живописи, жадной до мифологии, по простой причине: оно фигурирует в сюжете с Тесеем, Ариадной и Дионисом. В изобразительном искусстве он часто возникает под названием «Триумф Ариадны», в котором из характерного для этого стиля смешения тел и одежд в небо взлетает венец Ариадны, превращаясь в созвездие.
Все эти «звёздные венцы» на соответствующее созвездие не похожи.
Кометы
Кометы, конечно, — не «звёздное небо», но будем снисходительны.
Кометы всегда привлекали внимание людей и даже пугали.
Галлея 1066 года
Комета Галлея 1066 года появляется на гобелене из Байё. (Не живопись, но ладно.) Это только небольшой фрагмент огромного 70-тиметрового гобелена, изображающего сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе.
Вот гобелен целиком, скрольте вправо.
![](http://www.astromyth.ru/uploads/Astronomy/Comets/Tapisserie_de_Bayeux.jpg)
Альбрехт Дюрер
Большая комета 1680 года
Большая комета 1680 года (или комета Кирха, или комета Ньютона) считается первой кометой, обнаруженной при помощи телескопа — германским астрономом Готфридом Кирхом. Стала одной из самых ярких комет XVII века, была видна невооружённым глазом даже днём, привлекла большое внимание современников и даже, вот, залетела на картину Ливе Питерсзона Версхюра. Горожане Роттердама так заинтересовались небесной визитёршей, что даже раздобыли посохи Якова для её наблюдения.
Летописец из Устюга описывает её так:
[1680] году мѣсеца декабря въ 14 де(нь) по зохождению солца в зоре вышла звезда и зори испустила и(з) себя столъп великий свѣтлый верхъ до небеси. А снизу от звезды пошел тоне, а верхъ яко труба. А ходила она от запада на сивер ноч(ь)ю. А какъ она дойдетъ до сиверу, и она поклоница на западную страну. И того было так ходу с недѣлю, да пошла верхъ в небо. И ходила она звезда такъ болѣ мѣсеца.
У меня есть подозрения, что три звезды, которые пересекает хвост кометы, могут быть «головой» Орла ( Альтаир α, β и γ ). (Это мои подозрения, требуют верификации.)
Большая мартовская комета 1843 года
Большая комета 1843 года также был видна невооружённым глазом. Удачно, что её зафиксировал английский астроном Чарлз Пьяцци Смит (Charles Piazzi Smyth), который был по совместительству художником и фотографом (именно он автор первых фотографий, сделанных в Африке), проводивший астрономические наблюдения кометы в Гринвичской королевской обсерватории на Мысе Доброй Надежды. Он осуществил зарисовки кометы, по которым написал две картины, переданные в коллекцию Национального морского музея в Лондоне.
Поскольку работы писал профессиональный астроном, вполне вероятно, что изображение звёзд на ночном небе верное.
Комета Донати (1858)
Комета Донати наблюдалась в 1858 году и была, может быть, на самой яркой, но одной из самых красивых в XIX веке. Первая сфотографированная комета; так же она оказалась в центре внимания художников и помимо представленных ниже живописных работ фигурирует и в графике, которую я оставлю в стороне.
В картине James Poole виден Ковш Медведицы и яркая звезда Арктур (Волопас) низко над горизонтом рябом с головой кометы. Это реальное положение нашего объекта, отображённое и в графических работах других художников. На картине Уильяма Дайса изображён вечер у залива Пегвелл (Pegwell) в Кенте; на светлом небе можно заметить комету, на которую персонажи не обращают никакого внимания.
воспоминание о 5 октября 1858 года
Уильям Дайс, 1858, Британская галерея Тейт, Лондон
Большая комета 1882 года
Большая комета 1882 года, ярчайшая комета XIX века и одна из самых ярких за последнее время; в максимуме светила как 60 полных лун и была видна днём невооружённым глазом даже сквозь лёгкие облака.
Хосе Мария Транвилино Франсиско де Хесус Гомес Веласко Обрегон (1840 — 1912), возможно, один из самых выдающихся пейзажистов Латинской Америки, мексиканец.