αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Беда Достопочтенный монах


Беда Достопочтенный из Нюрнбергской хроники, 1493 г.

Беда Достопочтенный (672/673 — 735) — английский монах бенедиктинского устава, богослов, учитель Церкви, учёный-эн­цик­ло­пе­дист. Он был автором около 40 трудов на латинском языке, посвящённых разнообразным вопросам богословия и церковной жизни, риторики и грамматики, и, главное в нашей теме, Беда был автором первых европейских пост-античных работ, затрагивающих астрономические вопросы.

В трактатах «Об исчислении времён» («О счёте времён», De temporum ratione), «Об искусстве счёта» (De tempori­bus) и «О праздновании Пасхи» (De Paschae celebratione) рассматриваются вопросы расчёта даты пасхи и библейская хронология, а в работе «О природе вещей» (De natura rerum) очень кратко (и не всегда верно) излагает вопросы общей астрономии, космологии и птолемеевской космографии.

De natura rerum

Глава 12. О движении планет

Между небом и землею висят семь звезд, разделенные определенными промежутками и называемые «блуждающими», поскольку движутся они в сторону, противоположную [движению] мира: ибо мир движется налево, они же устремлены всегда направо. И хотя [небо], постоянно вращающееся с бесконечной скоростью, мешает им и увлекает их [за собой] к западу, тем не менее они продолжают двигаться в противоположную сторону, каждая по своему пути, оказываясь то ниже, то выше из-за наклонности Зодиака. Когда же движению их препятствуют лучи солнца, оно становится аномальным, и они либо [движутся] в обратную сторону, либо останавливаются.

Глава 13. О порядке планет

Выше планет [находится] звезда Сатурна; природа ее ледяная; [круг] Зодиака она проходит за 30 лет. Затем [идет] Юпитер, умеренный [по своей природе]; [проходит Зодиак] за 12 лет. Третий — Марс, пылающий; за 2 года. В середине — Солнце; за 365 дней с четвертью. Ниже Солнца — Венера, которую называют также Утренней и Вечерней [звездой]; [проходит зодиак],за 347 дней, никогда не отдаляясь от Солнца больше чем на 46 частей [т. е. градусов], Ближе всего к ней — звезда Меркурия, совершающая оборот на 9 дней быстрее, восходящая то раньше Солнца, то после его заката, никогда не удаляясь от него более чем на 22 части. Последняя — Луна, завершающая круг Зодиака за 27 дней с третью, после чего, оставаясь рядом с Солнцем, она 2 дня не появляется на небе. Сатурн же и Марс [бывают невидимы из-за близости к Солнцу] — самое большее 170 дней; Юпитер — самое меньшее 296 дней, обычно же на 10 дней больше; Венера — 68 или самое меньшее — 52 дня; Меркурий — 13, максимум 18 дней. Исчезают же они, двигаясь рядом с Солнцем, не больше чем на протяжении 11 частей [градусов]; иногда же появляются уже через 7 частей.

Глава 14.Об апсидах планет

У каждой из планет свой круг, [по которому она вращается] среди звезд и который греки называли апсидой; круги эти — иные, нежели [те, по которым вращается] мир, ибо центром [круга вращения] мира, или неба, является земля, лежащая между двумя вершинами, или полюсами [неба], и она же — центр Зодиака, наклонно расположенного между этими полюсами. Все это известно и, будучи вычерчено циркулем, становится совершенно очевидным. Лпсиды же планет имеют какой-то другой центр, поэтому и круги, [ими описываемые), различны, и движутся они по-разному. Поскольку нижние [половины каждой] апсиды должны быть более короткими — а самые высокие [положения каждой планеты] относительно центра земли следующие: Сатурна в Скорпионе, Юпитера в Деве, Марса во Льве, Солнца в Близнецах, Венеры в Стрельце, Меркурия в Козероге, Луны в Тельце, и соответственно другие половины [орбит каждой планеты], напротив, наиболее низкие и ближайшие к центру земли,— постольку нам кажется, что [планеты] движутся медленнее, когда они находятся в верхней [половине] своего оборота. [На самом же деле] их естественное движение, определенное и отличное [у каждой планеты] от других, не ускоряется и не замедляется, но так как линии, проведенные от окружности апсиды к центру сближаются, как радиусы в круге, та одно и то же движение кажется нам то быстрее, то медленнее в зависимости от близости [планеты] к центру [земли]. Движение их убыстряется [по видимости], когда они близко от земли, и замедляется, когда они поднимаются выше, что лучше всего можно наблюдать на движении Луны.

Глава 15. Почему они меняют цвет

У каждой планеты свой цвет: Сатурн — белый, Юпитер — ясный, Марс — огненный, Люцифер — радостный, Веспер 20 — блестящий, Меркурий — лучистый; у Луны цвет вкрадчивый, у Солнца, когда оно восходит,— пылающий. Однако цвета их меняются в зависимости от высоты, так что [планета] становится похожа на ту, в область которой она попала, и все, приближаясь к чужой орбите, окрашиваются в [чужой] цвет; [при приближении] к более холодной — в бледный, к более горячей — в красный, к ветреной — в мерцающий; приближаясь же к Солнцу, или к пересечениям апсид, или к крайним точкам орбиты, [планеты покрываются] черной тьмою.

Глава 19. О движении и величине Солнца

Говорят, что солнечный огонь питается водою и что Солнце гораздо больше Луны, а так как и Луна больше земли, [то Солнце настолько огромно, что независимо от точки наблюдения] всем кажется одинаковой величины. Что же до того, что по величине оно кажется нам не больше локтя, то это происходит от чрезвычайной [его] высоты и [большого] расстояния. Впрочем, при восходе оно представляется большим в Индии, а в Британии оно больше на закате. Имея [и без того] огненную природу, оно еще увеличивает свой жар, раскаляясь в чересчур стремительном движении. Бег Солнца делит [время] на дни, месяцы, времена [года] и годы, а приближаясь к земле и удаляясь, оно распределяет температуру воздуха в соответствии с временами [года], ведь если бы оно все время оставалось в одних и тех же местах, то другие [места] были бы уничтожены либо холодом, либо жарою.

Глава 20. О природе и расположении Луны

Говорят, что Луна не уменьшается и не растет, но, будучи освещаема Солнцем с одной стороны и постепенно то удаляясь от него, то приближаясь к нему, поворачивается к нам то светлой стороной, то темной. В день новолуния, когда Луна начинает расти, мы видим ее лежащей на спине лицом вверх, так как она [находится] выше Солнца [и освещается] снизу; в это время она опускается к северу; во время же убывания она стоит вертикально и склоняется к югу; полная же Луна всегда находится напротив Солнца. Луна всегда [стоит] высоко, когда Солнце низко, и низко, когда Солнце высоко, и [светящаяся ее часть] возрастает со второго дня… пока не станет полной, а затем убывает, после чего ее не видно на протяжении 13 частей, [т. е. градусов], из-за Солнца. Молодая же Луна появляется всегда, ночью ли, днем ли, в созвездии Овна. Если, поднимаясь, она была расположена вертикально, то, восходя утром, будет казаться обращенной вверх. Если же, напротив, поднимаясь, она казалась обращенной наподобие корабля кверху, то утром на восходе будет видна в вертикальном положении. Таким образом, она имеет три положения и бывает видна иногда повернутой вверх, иногда — вниз, иногда — стоящей вертикально.

пер. Т. Ю. Бородай

Христианский ревизионизм

Историки астрономии приписывают Беде попытки ревизии звёздного неба, а именно, замены античных названий зодиакальных созвездий именами первоапостолов. Ю.А. Карпенко в популярной книге о созвездиях неба цитирует «Месяцеслов» на 1734 г.: Некоторые уже давно хотели помянутые образы и их имена переменить, из которых первый был, в осьмом веке, аглинский [так в источнике — am] священник Беда, который двенадцати небесным знакам имена из библии дал. Ричард Аллен книге по истории астрономии «Имена звезд: их смысл и значения» приводит более подробную информацию, тем не менее, не приводя конкретные названия созвездий:

В Англии Беда Достопочтенный … заменил первые одиннадцать знаков на изображения одиннадцати апостолов, предоставив зодиак как Corona seu Circulus sanctorum apostolorum («Корона или Круг святых апстолов»), Иоанн Креститель был поставлен им на место Водолея, чтобы завершить круг [вместо Искариота — am].

Р. Аллен, к сожалению, неточно цитирует Максвелла Уокера (Maxwell Walker), который Беду вообще не упоминает: Medieval monks tried to Christianize the zodiac as they Christianized everything else, by renaming it the Corona seu Circulus Sanctorum Apostolorum: the Crown of the Circle of the Holy Apostles. They placed John the Baptist at the position of Aquarius, to finish off the circle.

Другие авторы в той или иной форме повторяют это обвинение в адрес монаха.

Википедия в статье «Беда Достопочтенный» относит эти его попытки ревизии к работе «О природе вещей». Как мы видели в цитате выше выше, ничего подобного в «Природе вещей» Беда не предлагает. Более того, мне не удалось найти ничего похожего и в других текстах английского учёного. Вероятно, тут мы имеем дело с ошибкой историков. Откуда она возникла? Намёк дает Р. Аллен, употребляя слово «изображения»: вероятно, издания Беды позже иллюстрировались достаточно вольно, в том числе и «зодиаком с апостолами». Подобные иллюстрации упоминает, например, Камиль Фламмарион.

Оригинальные же работы Беды не содержали иллюстраций. Похоже, исследователи приняли религиозные фантазии иллюстраторов за мнение самого Беды Достопочтенного.