Апиан немецкий механик и астроном


«Карта Апиана», 1540

Петер Апиан (Петер Биневиц или Бенневиц, Petrus Apianus, 1495-1552) - немецкий гуманист, математик, астроном, картограф, печатник, издатель, конструктор приборов… В общем, мастер на все руки, как это было принято тогда, в XVI веке. Апиан изучал астрономию в Лейпциге и Вене, был профессором астрономии (с 1523 года) и математики (с 1527) Венского университета.

Карта-реконструкция по «Книге неподвижных звезд»

Апиан получил от императора Карла V привилегию на издание «Книги неподвижных звезд» ас-Суфи. Пользуясь описанием Апиан реконструировал в 1533 году карту неба по ас-Суфи.

Отмечу ряд любопытных деталей.

Для начала — необычная для того времени сетка координат. Вместо повсеместной эклиптической системы (удобной в астрологии), на карте используется экваториальная основа. Это легко понять: в центре карты, в перекрестии меридианов, расположено созвездие Малая Медведица, а не Дракон, эклиптика, обозначенная пунктирной линией, похожей на железнодорожную ветку, смещена относительно центра.

На карте отмечены звезды ярче 2 звездной величины, входящие в только 23 созвездия (из них часть пронумерована, но не все), вместо 48 классических. Но вид их озадачивает: многие из них идентифицируются астеризмами, причем астеризмами староарабскими. Что впрочем, понятно: это же реконструкция неба по книге ас-Суфи, в которой автор приводит, в частности, староарабские созвездия.

  1. Персей представлен Головой Медузы.
  2. Возничий  — в виде Козленка.
  3. Малая Медведица заменена группой четырех женщин. Это вообще удивительно, потому что если Большой Ковш иногда называли «Семь сестер», то подобный вариант в отношении Малого Ковша мне неизвестен. Почему фигур четыре, а не семь?.. Вероятно, это «плакальщицы».
  4. Цефей (может быть, вместе с Кассиопеей) заменен пастухом в собакой и овцой, что тоже не вызывает ни каких ассоциаций.
  5. Четыре верблюда — голова Дракона.
  6. Рядом с созвездием Лебедь располагается венок, включающий две яркие звезды. Идентификация этого созвездия или астеризма оказывается безуспешной.
  7. Волопас держит на поводке двух собак, которые со временем превратятся в созвездие Гончих Псов.
Звездная карта Апиана

В 1540 году Апиан издает «Императорский Астрономикон» (Astronomicon Caesareum) в который включает планисферу, известную ныне как «Звездная карта Апиана». Карта представляет обзор всех созвездий неба, видимых в средних широтах: в центре карты - северный полюс эклиптики, на периферии вдоль окружности периметра - южные (сильно искаженные) области неба. Карта заполнена фигурами, символизирующими созвездия. Изображены классические 48 созвездий, но внимательно изучая карты, мы заметим 3 новых созвездия. Пожалуй, это первая в Новое время попытка развить мифологические сюжеты, представленные на небе.

  1. Гончие Псы. Ненавязчиво напомню: обычно считается, что Волопас — вознесенный на небо Аркад, едва не затравивший свою матушку Каллисто собаками, когда та была превращена в медведицу (созвездие Большая Медведица). Подробности печальной истории смотрите здесь: Любовные утехи Зевса. У Апиана на карте Волопас, как положено по мифу, держит сворку собак. В отличие от привычных нам более поздних изображений созвездия, собак у Волопаса три, а не две, они совсем небольшие, да и смотрят в другую сторону от Медведицы. Кроме того, эта фигура на карте не подписана. Апиан использовал и несколько иные изображения Волопаса с Гончими Псами. Так, самое первое изображение Псов было опубликовано Апианом еще в 1533 году. Они не только не имеют названия, но и не подвязаны ни к каким звездам. Справедливости ради нужно сказать, что впервые изображение собак в руках Волопаса появляется на небесном глобусе Джоаннеса Стофлера в 1493 году.
  2. Роза. К чему относится это название на карте Апиана остается непонятным — или это название звезды в созвездии Волосы Вероники (вероятнее всего), или астеризма в этом созвездии, или же нового созвездия.
  3. Фаэтон. «Гипотетическое» созвездие. Было предложено как возможный образ для еще ненаблюдавшегося в то время южного приполярного района небесной сферы. Обычно на этом месте рисовали возлежащего «потомея» — божество реки, но его традиционная поза другая. Было помещено Апианом в южную часть созвездия Эридан, поскольку, по мифу, именно в эту реку пал Фаэтон, поверженный перуном Зевса. Впрочем, у меня есть веские причины предположить, что на карте изображено не созвездие Фаэтон, а нимфа реки Эридан (хотя традиционно, Эридан - бог) — образ Апиана женский, к тому же отсутствует подпись созвездия Фаэтон. Кроме того, рядом находится подпись Ахернар, вообще-то название звезды, но может относиться и к изображению.