Джордано Бруно итальянский философ

Джордано Бруно (Giordano Bruno, 1548-1600) - итальянский философ. Был осужден инквизицией за высказывания, противоречащие церковным догмам, и подвержен аутодафе. Я не буду давать ни какого описания биографии и взглядов Джордано Бруно, поскольку это слишком серьезная тема, чтобы касаться ее мимоходом.

Бруно не был астрономом, хотя относился к астрономии очень внимательно. Например, часто говорят, что Бруно был приговорен к казни за утверждение о множественности обитаемых миров. Это не совсем так, но тезис о множественности обитаемых миров, действительно, Бруно поддерживал.

Также иногда пишут, - а вот это интересует нас напрямую! - что Джордано Бруно предлагал провести реформу звездного неба, заменив традиционные созвездия человеческими добродетелями, подобно тому, как Шиллер предлагал "переназвать" созвездия в соответствии с христианской традицией. Конечно, это слишком сильное утверждение.

Речь идет о поэме Джордано Бруно "Изгнание торжествующего зверя", написанной в Лондоне в 1582-84 годах.

Фактически, это аллегорическая поэма, в которой автор сетует на засилье греховных и злосвойственных стремлений в подлунном мире. Герои произведения - римские боги, решившие, по инициативе Юпитера, освободить небеса от нечистых и нечестивых зверей (отсюда - "торжествующий зверь"), а в месте с ними - от соответствующих им пороков, и насадить добродетели. Подразумевается, что и мир, и, главное, душа человеческая аналогичным образом должны быть очищены от греховности и стать открытыми добру.

Так что, поэма вовсе не астрономическая, а сугубо гуманитарная. Тем не менее, в ней много интересного.

Во-первых, Бруно хорошо знает звездное небо и взаимное расположение созвездий. Во-первых, он непринужденно владеет мифологией и свободно описывает соответствующие легенды. В-третьих, вероятно, в ладах с астрологией, поскольку соответствие созвездий и пороков взято явно не с потолка - при этом в тексте о астрологии автор отзывается достаточно пренебрежительно.

В-четвертых, обращение к античности и античным богам очень ренессансно!

Таким образом, Джордано Бруно не предполагал прямых астрономических выводов из своей поэмы. Тем не менее, я с удовольствием включаю его в ряд персонажей этого сайта.

Не откажу себе привести пронзительные примеры.

Созвездие было плохим... ...стало хорошим!
Андромеда Упорство, Злоба и глупое Убеждение в поле сугубого Невежества Добродушие, Надежда, Ожидание на поле Доброй Дисциплины
Водолей Распущенный, сырой и расточительный Умеренность
Ворон-Коршун мрачная Чернота, мучительная Болтливость, постыдное и цыганское Надувательство, ненавистное Нападение, слепое Презрение, неряшливое Рабство, позднее Исполнение и нетерпеливая Жадность божественная Магия, Гадание и Предсказание на поле военного Искусства, Закона, Религии и Жречества
Большой Пес Охота и прочие дикие и зверские доблести на поле Палачества, Зверства и Живодерства Неусыпность, Стража, Любовь к республике, Охрана дома, Тираноубийство, Ревность, спасительная Проповедь на поле Благоразумия и Естественной Справедливости
Кассиопея Спесь, Высокомерие, Чванство, Хвастовство в полях Честолюбия и Лживости Величие, Слава, Благопристойность, Достоинство, Честь в поле Простоты и Истины,
Кит Буря, Вихрь, Хлопоты, Беспокойство Спокойствие духа на поле Мира и Отдыха
Малый Пес Подлизывание, Лесть и рабское Послушание Кротость, Домовитость, Ласковость, Любвеобилие на поле Благодарности и Верности
Орел Честолюбие, Надменность, Безрассудность, Тирания, Гнет и прочие хлопотливые сотоварищи в полях Захвата и Насилия Великодушие, Благотворительность, Благородство, Власть в поле Достоинства, Господства и Авторитета
Центавр Басня пустая и звериная со своей глупой Метафорой, нелепой Аналогией, гиблой Аналогией, суетной Тропологией, темной Фигуратурой на поле Скупости, Дерзости и Надменности Божественная Притча, святое Таинство, нравственная Басня, божественное и святое Священство
Цефей Софизм, злокозненное Невежество София на полях божественном, естественном, нравственном и разумном