αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Итальянские живописцы свод небесный на сводах дворцов


Роспись зала Небесного свода на вилле Фарнезе

Возрождение немыслимо без монументальной живописи.

Итальянские живописцы второй половины XVI оставили замечательные художественные образцы, непосредственно касающиеся нашей темы — изображения звёздного неба и созвездий. И началось всё с Рафаэля.

Художники-монументалисты, несомненно, основывались на прототипах из астрономических атласов, но в своей интерпретации, с новыми деталями и трактовкой. В моем распоряжении на сегодня два примера росписей дворцовых сводов, на которых можно рассмотреть ряд интересных особенностей в изображении созвездий. К сожалению, авторы остаются неизвестными историкам. В частности, поэтому они сведены мной на одну страницу.

Палаццо Беста

Роспись купола палаццо Беста в Теглио, датируется приблизительно 1550 годом. Она выглядит художественной компиляцией карт Дюрера и Апиана. Здесь найдется новое созвездие Фаэтон, идентичное его изображению на "Звездной карте Апиана", а потому, может и ни какой не Фаэтон, а нимфа Эридана. Гончие Псы, которые есть у Апиана, на росписи отсутствуют, а Волопас расположен так, как он изображен у Дюрера.

У меня есть определенные сомнения в приведенной выше датировке росписи. Дело в том, что в южной части небесной сферы на росписи мы находим Южный Крест и даже изображения Магеллановых облаков. Конечно, в принципе, Южный Крест уже был известен; конечно, гео(урано)метрия этой части неба грешит большими ошибками, созвездия сильно смещены (фактически, Южный Крест должен находиться между передними и задними ногами Центавра); конечно Южный Крест вполне условен и выглядит огромным… Однако, Петер Планциус только в 1589 году создает глобус с оформленным в созвездие Южным Крестом (и тоже неверным его положением). В общем, требуется дополнительное исследование этого вопроса и сверка росписи с другими изображениями того времени.

Вилле Фарнезе

Роспись зала Небесного свода на вилле Фарнезе в Капрарола, датируемая 1575 годом (возможно, один из художников Джованни де Векки), не менее интересна с точки зрения астронома. Здесь внимательный знаток звездных карт обнаружит уникальное созвездие — Зевс Громовержец: живописец разместил его в северной приполярной области на месте современного Жирафа, в пустовавшей в то время области неба. Зевс изображен с перуном и в сопровождении птицы, кажется, орла. Я не встречал других изображений этого созвездия.

Контрапункт Зевса — симметричный относительно центра композиции уже упоминавшейся Фаэтон. Фаэтон здесь — действительно юноша-сын Гелиоса, падающий навзничь в реку Эридан: изображена также колесница, запряженная тройкой коней, и солнце, символ солнечного бога. Созвездие занимает всю южную приполярную область небосвода, пустующую, например, в карте Дюрера.

Интересно также обнаружить на росписи Гончих Псов, обычно приписываемых Гевелию, но появившихся уже у Стофлера в 1493 году и изображавшихся тем же Апианом. В отличие от трех собак "Звездной карты" на росписи Фарнезе — две собаки.

Кстати говоря

…вилла Фарнезе, это именно та вилла, где стоит знаменитый Атлант Фарнезе, о котором есть своя страничка.

Роспись Небесного свода на вилле Фарнезе вдохновила современного художника Карло Марчиори (Carlo Marchiori) на довольно милую аллюзию, некоторое время смущавшую меня: я довольно долго пытался разобраться, к какому времени она принадлежит. Выручила меня жена, уверенно заявившая, что это современный автор; поиск в Сети немедленно подтвердил ее догадку.

Церковь Благовещения Святой Марии

Решил здесь же упомянуть по ассоциации двумя веками более позднюю роспись купола церкви Благовещения Святой Марии в немецком Биркенштейне.

Неизвестный немецкий живописец расписал в 1781 — 1769 гг. купол небольшой городской церкви созвездиями. Помимо хорошо известных, он придумал и изобразил «тематические» созвездия: монограмм Христа и Девы Марии, и Ласточки.

Отдельная страница: Христианские монограммы.