Итальянские живописцы такие живописцы


Конечно, Возрождение немыслимо без монументальной живописи! И итальянские живописцы второй половины XVI оставили замечательные художественные образцы, непосредственно касающиеся нашей темы - изображения звездного неба и созвездий, особенно в мифологической форме. Художники, несомненно, основывались на прототипах из астрономических атласов, но в своей интерпретации, с новыми деталями и трактовкой. В моем распоряжении на сегодня два примера росписей дворцовых сводов, на которых можно рассмотреть ряд интересных особенностей в изображении созвездий. К сожалению, авторы остаются неизвестными историкам. В частности, поэтому не мудрствуя лукаво, они сведены мной на одну страницу.

Роспись купола палаццо Беста в Теглио, датируется приблизительно 1550 годом. Она выглядит художественной компиляцией карт Дюрера и Апиана. Здесь найдется новое созвездие Фаэтон, идентичное его изображению на "Звездной карте Апиана", а потому, может и ни какой не Фаэтон, а нимфа Эридана. Гончие Псы, которые есть у Апиана, на росписи отсутствуют, а Волопас расположен так, как он изображен у Дюрера.

У меня есть определенные сомнения в приведенной выше датировке росписи. Дело в том, что в южной части небесной сферы на росписи мы находим Южный Крест и даже изображения Магеллановых облаков. Конечно, в принципе, Южный Крест уже был известен; конечно, гео(урано)метрия этой части неба грешит большими ошибками, созвездия сильно смещены (фактически, Южный Крест должен находиться между передними и задними ногами Центавра); конечно Южный Крест вполне условен и выглядит огромным... Однако, Петер Планциус только в 1589 году создает глобус с оформленным в созвездие Южным Крестом (и тоже неверным его положением). В общем, требуется дополнительное исследование этого вопроса и сверка росписи с другими изображениями того времени. Я займусь этим, когда найду время.

Роспись зала Небесного свода на вилле Фарнезе в Капрарола, датируемая 1575 годом (возможно, один из художников Джованни де Векки), не менее интересна с точки зрения астронома. Здесь внимательный знаток звездных карт обнаружит уникальное созвездие - Зевс Громовержец: живописец разместил его в северной приполярной области на месте современного Жирафа, в пустовавшей в то время области неба. Зевс изображен с перуном и в сопровождении птицы, кажется, орла. Я не встречал других изображений этого созвездия.

Контрапункт Зевса - симметричный относительно центра композиции уже упоминавшейся Фаэтон. Фаэтон здесь - действительно юноша-сын Гелиоса, падающий навзничь в реку Эридан: изображена также колесница, запряженная тройкой коней, и солнце, символ солнечного бога. Созвездие занимает всю южную приполярную область небосвода, пустующую, например, в карте Дюрера.

Интересно также обнаружить на росписи Гончих Псов, обычно приписываемых Гевелию, но появившихся уже у Стофлера в 1493 году и изображавшихся тем же Апианом. В отличие от трех собак "Звездной карты" на росписи Фарнезе - две собаки.

Кстати говоря

...вилла Фарнезе, это именно та вилла, где стоит знаменитый Атлант Фарнезе, о котором есть своя страничка.

Роспись Небесного свода на вилле Фарнезе вдохновила современного художника Карло Марчиори (Carlo Marchiori) на довольно милую аллюзию, некоторое время смущавшую меня: я довольно долго пытался разобраться, к какому времени она принадлежит. Выручила меня жена, уверенно заявившая, что это современный автор; поиск в Сети немедленно подтвердил ее догадку.