αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Алессандро Пикколомини итальянский писатель и гуманист

Алессандро Пикколомини (иногда Алессандр или даже Александр, Alessandro Piccolomini, 1508 — 1579) — итальянский писатель, гуманист, философ и астроном, принадлежащий к знатному и влиятельному сиенскому роду Пикколомини, из которого вышли, например, два папы Пия — Пий II и Пий III.

Алессандро Пикколомини также выбрал клерикальную карьеру, однако известность получил, став членом театральной «академии Оглушенных» Сиены под псевдонимом «Пораженный» (Stordito) и принимая участие в ее деятельности. Переводил на вольгате («народную латынь») произведения античных классиков, в частности, главы «Метаморфоз» Овидия и «Энеиды» Вергилия. Его трактаты, диалоги, пьесы и поэтические опыты заняли определенное место в литературе 16 века. Впрочем, церковную деятельность он отнюдь не прекращал и скончался в Сиене в 1579 году в сане кардинала.

«О мировой сфере»

Живя непродолжительное время в Падуе, Алессандро Пикколомини заинтересовался естественно-научными вопросами. И в частности, издал в 1540 году трактат «О мировой сфере и неподвижных звёздах» (De la sfera del mondo e delle stelle fisse), где дал описание вселенной и ее законов в свете тогдашних научных представлений.

Естественно, Пикколомини придерживался птолемеевской точки зрения на устройство мира. Трактат состоит из шести книг посвященных различным вопросам: от евклидовой геометрии и сферических построений до строения птолемеевских сфер и географических описаний климатических зон Земли. Отмечу забавный аргумент Пикколомини в пользу геоцентризма: когда проповедник… (равно как и шарлатан!) …начинает проповедь на площади, слушатели стоят вокруг него, собираясь в окружности, подобно и планеты вокруг неподвижной Земли (это пересказ смысла, а не перевод). Достаточно убедительно?

В трактат «О мировой сфере…» входит атлас «О неподвижных звездах» (De le stelle fisse), который нам, собственно, и интересен. Во многих отношениях он оказался новым словом в изображении небес.

Для начала — это первый атлас. В отличие от уже привычных планисфер, на которых небо изображается целыми полусферами, или небесных глобусов — полных моделей неба, в атласе Пикколомини каждое из 47 птолемеевских созвездий изображено отдельно на собственной странице. При этом изображения даны в разных масштабах, а для ориентирования каждая страница снабжена масштабной шкалой.

Во-вторых, Пикколомини принял необычное для того времени решение: он изобразил только звезды созвездий, без традиционных живописных символических рисунков созвездий. Нам, конечно, было бы интересно разглядывать мифологические картинки, но итальянский автор предпринял попытку сделать чисто астрономическое издание! К нашему последующему удовольствию эта радикальная попытка не нашла поддержки - со строгим стилем без красочных рисунков создатели атласов стали снова экспериментировать лишь через четверть тысячелетия — в конце XVIII века.

Наконец, Пикколомини впервые использовал буквенную — латинскую — нотацию для обозначения звезд созвездий. Идея была плодотворной: полувеком позже Байер реализовал ее более последовательно, использовав греческий алфавит.

Трактат «О мировой сфере…» был довольно популярен и выдержал несколько изданий: в 1548, 1552, 1553, 1559, 1561, 1564, 1570, 1573, 1579 и 1597 годах, а атлас, вероятно, выходил и как отдельная книга, вне трактата «О мировой сфере…», потому что для атласа называется количество переизданий 14. Ниже представлено издание 1570 года и неидентифицированное, вероятно, более раннее, издание. Они практически идентичны, но какие-то комментарии по ходу дела я даю.