Рекламный блок

Христианский ревизионизм благочестивая наука

Попытки подправить "неправильное" языческое небо, заселенное мифологическими образами, смущающими нестойкие умы прихожан, предпринимались благочестивыми христианскими учеными с глубокого средневековья. Фламмарион сетовал, что этим занимался уже Бэда Достопочтенный в VIII веке: В том же самом манускрипте я видел Близнецов, изображенных мужчиной и женщиной, Андромеду - в церковном облачении, а Венеру - в монашеском...

Трудно, конечно, сказать

...идет ли тут речь о действительной попытке "оцерковления небес" или просто об иллюстративной традиции того времени. Я полагаю, второе: если мы проследим, как менялись созвездия в манускриптах и атласах с течением веков, то обнаружим, в общем-то не слишком удивительную вещь: их изображения вполне соответствуют модам соответствующих эпох. Почти всегда.

В дальнейшем желание "выправить" созвездия в христианском духе стали более определенными.

  1. Во-первых, созвездия комментировались и интерпретировались в благочестивом духе. Например, Корабль Арго становился Ковчегом Ноя.
  2. Во-вторых, вводились "правильные" новые созвездия. Очень в этом отношении постарался Планциус, датский богослов, астроном и картограф, предложивший целый комплект целомудренных христианских созвездий. Самое знаменитое из них - доживший до нас Южный Крест.

Скандальный эксперимент в направлении христианского ревизионизма провел в 1627 году немецкий астроном Юлиус Шиллер. В его атласе "Христианское звездное небо" (Coelum Stellatum Christianum), в основном скопированном с "Уранометрии" Байера, созвездия получили имена святых и героев Ветхого (в основном, южное небесное полушарие) и Нового Завета (в основном, северное), созвездия Зодиака были названы именами 12 апостолов и т.д. Ревизия осталась безуспешной и вспоминается историками астрономии только как несмешной анекдот.

Забавным курьезом видится в этом ряду дидактическая попытка Джордано Бруно заменить живых и ярких греческих героев на абстрактные добродетели вроде Благопристойности, Старательности и Любезности.

В последствии разными благочестиво настроенными авторами предпринимались неоднократные попытки полностью поменять астронимику на христианскую.

И, обобщенно, вообще на идеологически правильную

К последнему всплеску средневекового сознания я отнесу намерение переименовать созвездие Орион в Наполеона в 1808 году. Впрочем, меня удивляет, почему советская Академия наук в достославные времена осталась в стороне от этих экспериментов. Представляю вместо Медведиц - созвездия Серпа и Молота, вместо Ориона - Сталин, вместо Геркулеса - Ленин, а вместо Дракона - Лаврентий Палыч: высоко сидит, далеко глядит, никогда не заходит, глаз не смыкает.

Все они более поздние, но почел правомочным добавить эту страницу в раздел средневековья, потому что они видятся пережитком средневекового сознания.

Неполные примеры библейско-христианских интерпретаций:

Христианские аналоги классических созвездий
Созвездие Христианская версия
Андромеда Филипп фон Цезен: Авигея, жена библейского Давида
Большой Пес Давид;
собака Тобита из апокрифической "Книги Тобита"
Весы апостол Филипп
Цезий: весы Валтасара - Мене, мене, текел, упарсин: ты взвешен на весах и найден очень лёгким
Водолей Иоанн Креститель;
Нееман в водах Иордана;
Моисей, пересекающий Чермное море;
Рувим, проклятый отцом Иаковым
Волопас Нимрод, сильный зверолов перед Господом
Святой Сильвестр
Возничий Иероним Стридонский, переводчик Вульгаты
Иаковов, продавший первородство
Добрый Пастырь
Волк Цезий: символ Колена Вениаминова
Шиллер: Вениамин
Волосы Вероники Шиллер: бич Христа
Ворон Ворон Ноя, пущенный перед голубем
Ворон, кормивший Илию
Ворон + Чаша Шиллер: Ковчег Завета
Близнецы Адам и Ева
Цезий: Исав и Иаков
Цезий: Давид и Ионафан
Геркулес Мисс Роллестон: Адам
Самсон с ослиной челюстью
Шиллер: Три волхва
Гидра Потоп
Шиллер: Река Иордан
Дельфин Цезий: Левиафан
Новидий: кит, проглотивший Иону
Шиллер: сосуд Канны Галилейской
Дракон Цезий: Великий Змей вавилонян
Шиллер: Вифлеемские младенцы или младенец Иннокентий
также: Змей-искуситель
Жертвенник Цезий: алтарь Моисея или алтарь Храма Иерусалимского
также: алтарь Ноя после потопа
Жираф Верблюд, привезший Ревекку в Ханаан к Исааку
Журавль Цезий: аист Иеримии (8:7)
Шиллер: Первосвященник Аарон (+Феникс)
Заяц Шиллер: руно Гедеона
плачущая Магдалина
Иуда
Каин
Яков
Исаак
Еврейский грешник, собиравший дрова в субботу (Числа 15:32-36)
Кассиопея Мария Магдалина;
Девора, судья, пророчица и поэтесса Израиля, жила под Пальмою Девориною" (Суд.4:5)
Вирсавия, жена Давида, мать Соломона, восседавшая на троне
Кит Кит, проглотивший Иону
Левиафан
Шиллер: Иоахим и Анна
Козерог Апостол Симон Кананит;
козел отпущения Азазель
Корабль Арго Ноев Ковчег
Лебедь Крест (Шиллер: Крест св. Елены)
Лебедь, которого назначено гнушаться (Ливит XI, 18 ).
Лев Фома
Лев пророка Даниила (то ли из рва, то ли из пророчества)
Малый Конь Цезий: царский конь Мордехая
Шиллер: Мистическая Роза
Малый Пес Пасхальный Агнец;
собака Тобита из апокрифической "Книги Тобита"
Овен Овца Авраама
Апостол Петр с тиарой (Треугольник)
аллюзия Христа
Рак Праотец Иссахар, осел крепкий, лежащий между протоками вод (Быт. ХLIХ, 14, 15);
апостол из ДвенадцатиИоанн;
так же: Броня праведности, Ясли Иисуса
Северная Корона Цезий:
корона, возложенная Артаксерксом на главу Эстер
венец Аммонитского царя в талант золота
терновый венец Христа
Центавр Ной;
Авраам с Исааком;
Цезий: Навуходоносор, который "ел траву, как вол" (Дан. 4:28—34).
Чаша Цезий: Чаша Иосифа, подброшенная Вениамину
или сосуд с водой в Канне Галилейской
или чаша страстей Христовых
так же: чаша Ноя
Цефей Соломон;
Шиллер: св. Стефан (Первомученик);
Зарай Ефиоплянин (2-я Пар., XIV, 9).
Эридан Цезий: Иордан, Красное Море
Шиллер: Переход через Чермное море
Южная Корона "Венец жизни вечной"
Шиллер: корона Соломона