αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Пегас: Мифология


Крылатый конь, порождение Медузы Горгоны и Посейдона, появился на свет из Медузы, когда Персей отсек ее голову.

Детали на странице персоналий, посвященной Пегасу, и на странице Персеиды.

Эратосфен, впрочем, лишает созвездие Пегаса чести быть Пегасом, потому что, говорит он, Пегас крылат, а это созвездие (которое в то время вообще-то называли просто Конь), дескать, бескрыло.

Гигин относит к Пегасу вариации на тему Теи, которые, конечно, уместнее для Малого Коня. В качестве аргумента он приводит астрономический факт: нижняя часть тела небесного коня неразличима - чтобы нельзя было в ней распознать женщину. Аргумент, безусловно, веский, но на мой взгляд, недостаточный.

«Катастеризмы» Эратосфена

Арат пишет, что это конь, ударом копыта отворивший путь источнику на Геликоне, оттого и называемому Гиппокреной (217— 224).

Иногда считается, что это Пегас, взлетевший к созвездиям после падения Беллерофонта, однако тот факт, что у него нет крыльев, лишает, согласно некоторым толкованиям, это предположение убедительности.

Еврипид рассказывает, что это Меланиппа, дочь Хирона. Ее вероломно соблазнил Эол, и она, видя, что живот ее начал расти, скрылась в горах. В самый час родов туда пришел разыскивающий ее отец, и она, застигнутая врасплох, стала молить о превращении, лишь бы не быть узнанной. Так она превратилась в кобылицу, и Артемида, отдавая должное ее и отцовскому благочестию, поместила Меланиппу среди созвездий — там, откуда ее не видно Кентавру (так как он, считается, и есть Хирон). Задняя часть ее не различима, чтобы нельзя было распознать, что это женщина.

«Астрономия» Гигина

КОНЬ
. 18.1. Арат и многие другие говорят, что это — Пегас, порожденье Нептуна и Горгоны Медузы, который на горе Геликон в Беотии ударил копытом о скалу и отверз источник, названный по его имени Иппокреной. Другие рассказывают, что в то время, когда Беллерофонт прибыл к аргосскому царю Прету, сыну Абанта, царская жена Антия воспылала к нему страстью и потребовала от него утолить ее неразумное хотение, обещая ему за то мужнино царство. Будучи отвергнута и страшась, как бы он не обвинил ее перед царем, она, опережая его, жалуется Прету, что Беллерофонт, де, хотел сойтись с ней против ее желания. Прет, которому Беллерофонт пришелся по душе, не пожелал сам казнить его, но зная, что у него есть конь, послал его к Иобату, отцу Антии, — многие называют ее Стенобеей, — чтобы он, защищая честь своей дочери, послал Беллерофонта против Химеры, которая в то время опустошала нивы ликийцев, сжигая их огнем. Беллерофонт вышел из испытания победителем, но после того как он, отворив источник, устремился взлететь на небо и был уже близко к цели, он посмотрел на землю, от страха упал вниз и тогда, говорят, убился. Конь же продолжил полет ввысь, и Юпитер, считают, поместил его среди созвездий. Другие рассказывают, что Антия вовсе не оговорила его, но что он сам, избегая докучливых просьб о том, чего он не хотел исполнить, или чтобы не поддаться на ее уговоры, удалился из Аргоса.

18.2. Еврипид же рассказывает в «Меланиппе», что Гиппа, дочь кентавра Хирона, звалась прежде Фетидой. Она росла на горе Пелион и со всей страстью предавалась охоте. Однажды сын Эллина Эол, внук Юпитера, соблазнил ее, и она зачала. Когда приблизилось время родов, она скрылась в лесу, чтобы ее отец, уверенный в ее непорочности, не стал свидетелем рождения внука. Поэтому, когда отец искал ее, она, говорят, обратилась к могуществу богов, чтобы ее родитель не застал ее во время родов. После рождения сына она превратилась в кобылицу и, по воле богов, была помещена среди звезд.

18.3. Некоторые рассказывают, что она была пророчицей, но поскольку она имела обыкновение разглашать людям замыслы богов, они превратили ее в кобылицу. Каллимах же говорит, что она перестала охотиться и почитать Диану, и за это Диана наделила ее вышеупомянутой наружностью. Говорят также, что по этой причине она находится вне поля зрения Кентавра, которого некоторые называют Хироном, и что она различима только наполовину, чтобы нельзя было распознать в ней женщину.