αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Змееносец летнее созвездие

Я – змиеносец, реком – Офиух,
Змия ношу на восплечиях двух.

Б.А. Нарциссов.
Офиух. Из цикла «Звездная Птица».


Змееносецклассическое экваториальное созвездие. В средних широтах северного полушария наблюдается летом у горизонта в направлении на юг.

Зодиак и Змееносец

Последние годы с падением образования Змееносца ошибочно причисляют к зодиакальным созвездиям и даже придумывают зодиакальный знак Змееносц. Хотя через Змееносца проходит эклиптика (а значит и солнце), список зодиакальных созвездий сложился исторически и он фиксирован: Змееносца в нем нет!

Что касается тринадцатого знака, то он не возможен по определению: зодиак делится на 12 тридцатиградусных знаков, «знаки» — это просто древнее название небесных координат.

Никогда не называйте Змееносца зодиакальным созвездием!


Карта Схема Ортогон Видимость Площадь Число звёзд Параллакс Собственное движение Стереограмма

Объекты

Астеризмы
Телец Понятовского

Змееносец : 66 • 67 • 68 • 70

В 1777 году литовский астроном Почобут-Одляницкий ввел новое созвездие в честь последнего польского короля Станислава Понятовского. Он усмотрел в Змееносце астеризм, похожий на Гиады в Телец, и оформил его в Тельца Понятовского. Созвездие не прижилось, но астеризм сохранился на небе. Похож ли он на Гиады, вопрос спорный.

Звёзды
Список видимых звёзд Йельский каталог ярких звёзд
Список официальных названий звёзд группа CSN Международного астрономического союза

Яркие, именованные и интересные звёзды
A5III α Рас Альхаг Рас-Альхаг
Расальхаг
Рас Альхага
Рас Альхаге
Рас Аль-хаге
Рас-Альхар
Расальхаге
Hawwa
араб. raʾs al-ḥayyah

Rās al Ḥawwāʽ
Арабское голова заклинателя змей. Действительно, у Птолемея в "Альмагесте" описана как звезда на голове.
Альфонсковы таблицы 1521 - Rasalauge.
Исторические варианты: Ras Alhagas, Ras Alhagus, Rasalange, Ras al Hangue, Rasalangue, Ras Alaghue, Rasalhagh, Alhague, Alangue, Ras al Hayro.
Alrai Арабами использовалось название Альраи, Альрай - пастух. Казвини: Al Rāʽi .
возможно от близлежащего fhf,crjuj астеризма «Пастбище» (Rauḍah);
Сейчас название не применяется, но важно для понимания названий других звезд, см. β и звезды Геркулеса.
Вероятно, созвездие ассоциировалось не только со змееносцем.
K2III β Цельбальрай Кельбальрай
Цельбайрай
Себальраи
Кебальрай
Celb-al-Rai
Kelb Alrai
Cebalrai
Celbalrai
Cheleb и др.
араб. Kalb al Rāʽi Ричард Аллен пишет, что перевод арабского Kalb al Rāʽi как «собака пастуха» и правильный перевод «сердце пастуха». Он утверждает, что здесь путаница с арабским Ḳalb — «собака» (другая первая буква? я не знаток арабского);
Альрай - пастух.
Alrai Иногда используется Alrai - пастух. См. также арабское название α Змееносца чуть выше и γ Цефея.
A0V γ Al Durajah араб. Этимология неясна.
Muliphen араб. Этимология неясна. См. также γ Большого Пса.
M1III δ Йед Приор Иед Приор
Ед Приор
Yed Prior
Jed Prior
араб. +
лат.
Yed + Prior Арабское Yed + латинское Prior: предшествующая [звезда] руки. У Птолемея: передняя из двух на конце левой руки.
G8III ε Йед Постериор Иед Постериор
Ед Постериор
Yed Posterior
араб. +
лат.
Yed + Posterior Арабское Yed + латинское Posterior: последующая [звезда] руки. У Птолемея: задняя из них [из двух на конце левой руки].
O9.5V ζ Fieht араб. Арабское бедро.
Саик араб. Sābiḳ / Sāīḳ Или искаженное Сабик от соседней звезды η, или от Sāīḳ, «Ездок»
Хан кит. Китайское название. Так... кстати.
«Убегающая» звезда, ее собственная скорость выше галактической параболической скорости: рано или поздно она покинет пределы нашей Галактики и вырвется в межгалактическое пространство
A2.5Va η Сабик Альсабик араб. Sābiḳ Арабское название: Предшествующая (Плеядам). Таково единодушное мнение источников, и мнение очень странное! Дело в том, что от Сабика до Плеяд - полнеба, и считать, что эта звезда "предшествует" Плеядам более, чем странно...
Я предполагаю объяснение, связанное с синхронизацией небесных явлений (это знание было важно в античности и позже): восход Сабика предшествует заходу Плеяд.
Вариант: Sāīḳ, «Ездок»
Другой, неподтвержденный вариант - задняя.
Иногда у арабов название включало ζ.
Сабик исполняет роль «Полярной звезды» Урана: на него направлена ось вращения этой планеты.
B2IV θ Imad
Emad
Kaki
араб. Арабские названия. Imad - столб, опора. Kaki - просто ступня. У Птолемея - следующая за ней [передней из четырех на правой ступне]"
. . . .
A2V λ Марфик Marfic
Marsic
араб. Mirfaq Локоть: у Птолемея звезда на левом локте.
См. также список аналогичных названий в конце таблицы.
. . . .
K0III ν Синистра лат. Латинское левая (рука). Интересно, что у Птолемея - передняя из двух на конце правой руки. Вариант Птолемея верен, если Змееносец на небе стоит лицом к нам; название верно, если Змееносец к нам спиной.
. . . .
B5Ib 67 Fellah араб. Арабское название: крестьянин, собственно феллах. Причина появления неясна.
A4IVs 72 Phorbaceus гр. Названа в честь греческого героя Форбанта, по легенде избавившего Родос от змей.
M4Ve Летящая Барнарда Звезда Барнарда Очень просто: эта близкая к нам звезда, исследованная американским астрономом Барнардом, обладает самым большим собственным движением - 10.3" / год.
Тангенциальная составляющая скорости Летящей Барнарда относительно Солнца - 90 км / сек, нормальная - 108 км / сек в направлении Солнца. Сейчас эта звезды вторая по удаленности (после α Центавра), расстояние до нее чуть меньше 6 световых лет и через 10.000 лет оно сократится до минимума: 3.8 световых лет. Летящая станет нашей ближайшей соседкой.
Марфик (и т.п.)

Список звезд с подобным именем:


Экзопланеты

Внешний ресурс Вики Воробьевой

Объекты глубокого космоса

В созвездии целый набор шаровых звездных скоплений. Впрочем, отличить их друг от друга сможет, пожалуй, только специалист.

Шаровые скопления
M 9

wiki
M 9
M 10

wiki
M 10
M 12

wiki
M 12
M 14

wiki
M 14
M 19

wiki
M 19
M 62

wiki
M 62
Центр Галактики

Центральная область нашей Галактики расположена близ границы Змееносца, в юго-восточном углу, около ноги Змееносца. Там достаточно эффектных на фотографиях областей. Пылевая туманность Трубка и диффузная туманность около ρ Змееносца — хорошие тому примеры.

Мифология

Асклепий и его круг

Асклепий (известный по латинской транскрипции как Эскулап) — непревзойденный врачеватель, прошедший обучение у мудрого Хирона, сын Аполлона и нимфы Корониды. Используя яд змей он мог даже оживлять умерших — по крайней мере, в его врачебной практике был ряд прецедентов, в том числе, и фатальный для врача: когда Асклепий возвратил к жизни (или только намеревался это сделать) Ориона, умершего от укуса Скорпиона, Зевс, разгневанный нарушением установленного порядка (а может быть, по просьбе Гадеса, встревоженного потерей потенциальных подданных), убил врача точно брошенной молнией. (Детали описаны в Ориониаде.) Возможно, воскрешал он кого-то другого, или убит не Зевсом, а Аполлоном, — посмотрите на странице Асклепия, — но суть не меняется.

На небе Змееносец-Асклепий держит в руках разорванную на две части Змею.

Иногда говорят, что это дочь его Гигиея, что лично мне сомнительно!

Драконоборцы, драконожертвы, драконовиды

Гигин довольно непоследовательно приводит в прототипы созвездия Триопа — фессалийского царя, дерзнувшего оскорбить Деметру и погибшего от дракона, посланного ею. "Непоследовательно" — поскольку обычно этот миф говорит о царе-голодаре Эрисихтоне, сыне Триопа.

Еще кандидат от драконов - Форбант, уничтоживший змей и дракона с острова Родос. Его имя носит звезда 72 Змееносца.

Царь готов Карнабон, по недоразумению или из злого умысла погубивший змея-дракона, принадлежавшего Триптолему.

Вспомним также троянского прорицателя Лаокоона, задушенного вместе с его детьми двумя огромными змеями-драконами, посланными Афиной (или Аполлоном), когда он пытался воспрепятствовать своим согражданам ввести в город деревянного коня греков в эпизоде Троянской войны. Есть версия, что Змееносец - это Лаокоон.

Псиллий, Кадм, Ясон, Аристей, Главк, Эсак — эти персонажи тоже связаны с змеиными историями, и в созвездии видели их персонификацию.

Псиллий (Псилл) — царь ливийского народа псиллов в Африке, народа, известного своей устойчивостью к яду змей и целительством змеиных укусов.
Кадм — герой, основатель Фив, убивший аресова «дракона источника».
Ясон — герой, вождь аргонавтов в походе за золотым руном, убивший дракона Колха.
Аристей, по чьей вине погибла жена Орфей Эвридика, укушенная змеёй.
Эсак, с которым случилась аналогичная Аристею история, только жертвой вожделения и кусачей змеи оказалась нимфа Гесперия.
Главк? — скорее всего не морской бог Главк, а сын критянского царя Миноса, оживленный Асклепием с помощью змеиного яда; очень сомнительная причина поместить в созвездие.
Триптолем — культурный герой круга Деметры, разъезжавший на драконах.

С другой стороны некоторые источники считают Змееносца «Змеебыком» — именно так, с большой буквы. Это демон-Змеебык, который на самом-то деле, нимфа Тартара Кампа, действительно, имевшая вид очень странный. Вероятно, про нимфу-Кампу с ее морфологическими особенностями знали не все, но были в курсе, что «змеебыка» необходимо было по предсказанию принести в жертву. Зачем? — чтобы победить в титаномахии. Зевс оказался проворнее соперников. Действительно, коршун (звезда Вега в Лире), похитивший Кампу из-под носа Бриарея, не так далеко на небе.

Версию с демоном-Змеебыком продвигал Джордано Бруно: не любил он языческих богов.

Геракл

Есть версия, что Змееносец — это младенец Геракл, еще в колыбели задушивший двух змей, посланных ревнивой Герой. Или же Геракл, убивший огромного змея, уничтожавшего урожай в Лидии на берегу реки Сангарии (Сагарис, Сакарья).

Наоборот, Змееносца считают великаном Какусом, которого Геракл убил при выполнении десятого подвига. Но это явная ошибка, возможная из-за соседства созвездия Геркулес.

В круг Геракла попадает «богиня со змеями» скифская Апи, зачавшая от героя сына Скифа, родоначальника народа скифов. Она змееногая, созвездие рядом с Геркулесом, так что Апи — тоже вариант.

«Катастеризмы» Эратосфена

Он стоит на Скорпионе и держит обеими руками Змею.

Это, по рассказам, Асклепий, которого Зевс в угоду Аполлону поместил на небе. Он занимался врачебным искусством и дошел до того, что воскрешал умерших, и последним в числе прочих Ипполита, сына Тесея. Боги негодовали, опасаясь лишиться положенных им почестей, если Асклепий будет совершать такие деяния. Поэтому, как говорят, Зевс разгневался и поразил его жилище перуном, а впоследствии по просьбе Аполлона причислил его к созвездиям.

«Астрономия» Гигина

ОФИУХ
. 14.1. Офиух, которого наши ученые мужи называют «Змееносец» расположился поверх Скорпиона, сжимая руками змея, обвившегося вокруг его пояса. Многие говорят, что его имя — Карнабон, и что он был царем гетов, обитавших во Фракии. Он царствовал в те времена, когда, как считают, люди впервые получили семена хлебных злаков. Когда Церера щедро творила добро человеческому роду, она повелела Триптолему, кормилицей которого она была сама, запрячь в колесницу драконов (говорят, что он был первый, кто использовал одно колесо, чтобы не мешкать в пути) и объехать все земли, населенные людьми, раздавая семена злаков, чтобы они сами и их потомки могли легче расстаться с дикой жизнью. Когда Триптолем прибыл к вышеупомянутому царю гетов, то поначалу ему было оказано щедрое гостеприимство. Но затем он, благодетельный и бескорыстный гость, попал в засаду как самый свирепый враг и едва не лишился своей жизни, когда вознамерился продолжать путь в другие земли. Когда по приказу Карнабона один из драконов был убит, чтобы Триптолем, который прознал о готовящейся западне, не надеялся спастись в своей колеснице, там появилась Церера и впрягла другого дракона, вернув колесницу ограбленному юноше, а за содеянное зло наложила на царя весьма необычное наказание. Как говорит Гегесианакт, Церера, чтобы запечатлеть это событие в людской памяти, звездами образовала на небосводе фигуру Карнабона, сжимающего в руках змея, словно для того, чтобы убить его. Он прожил столь суровую жизнь, что навлек на себя приятнейшую смерть.

14.2. Другие же указывают, что это — Геркулес, удушающий у реки Сагарис в Лидии змея, который сгубил множество людей и опустошил берега. За этот подвиг царствовавшая там Омфала вернула Геркулеса в Аргос, щедро одарив дарами, а Юпитер за мужество поместил его среди созвездий.

14.3. Некоторые также говорят, что это — Триоп, царь Фессалии. Задумав покрыть крышей свой дворец, он разрушил построенный в древности храм Цереры. За это злодеяние Церера подвергла его тяжким мукам голода: считалось, что никогда и никакая пища уже не могла его насытить. Наконец, когда его жизнь приближалась к концу, он подвергся нападению дракона и, претерпев мучительные страдания, принял смерть и был по воле Цереры помещен среди созвездий. Поэтому до сих пор он представляется взору так, словно его обвивает дракон, по заслугам наказывая вечными муками.

14.4. По свидетельству же Полизела Родосского, имя его — Форбант, который, как считают, оказал великую услугу родосцам. Ведь свой остров, подвергшийся нашествию несметного множества змей, жители назвали Офиусса, и среди этого множества ползучих животных был необыкновенной величины дракон, который погубил многих тамошних жителей и вынудил, в конце концов, остальных покинуть отечество. И вот, рассказывают, в это время Форбант, сын Триопы от Хискиллы, дочери Мирмидона, был занесен на остров бурей и истребил всех змей, а также самого дракона. Поскольку Аполлон испытывал особую привязанность к Форбанту, он поместил его среди созвездий так, словно он убивает дракона, чтобы прославить и запечатлеть в памяти его деяние. Поэтому родосцы, всякий раз когда их флот удаляется от берега, прежде всего совершают жертвоприношения в честь прибытия Форбанта, чтобы такой же случай неожиданно проявить мужество выпал на долю и их сограждан, какой вознес Форбанта, не знавшего о своей будущей славе, на небо.

14.5. По представлениям многих астрономов, это — Эскулапий, которого Юпитер поместил среди созвездий в угоду Аполлону. Когда Эскулапий еще жил среди людей, он настолько превзошел всех искусством врачевания, что ему казалось недостаточным облегчать людские страдания, и поэтому он даже воскрешал умерших. Рассказывают, что последним, по словам Эратосфена, кого он исцелил, был Ипполит, убитый ненавистью мачехи и неведением отца. Некоторые говорят, что своим искусством он вернул к жизни Главка, сына Миноса. Юпитер, сочтя это преступным деянием, поразил молнией его дом, а его самого, за искусство врачевания и из уважения к его отцу Аполлону, он поместил среди созвездий со змеею в руках. Как утверждают некоторые, он держит змею по следующей причине. Когда его силой заставили лечить Главка и содержали в некоем тайном месте, он, стоя с посохом в руках, размышлял над тем, как ему быть, в это время, говорят, на его посох набросилась змея. Разгневанный Эскулапий убил ее, нанеся ей посохом, когда она уползала, множество ударов. Рассказывают, что спустя время в то место приползла вторая змея, принеся в пасти траву, и положила ее на голову убитой; после этого обе змеи уползли оттуда. Эскулапий воспользовался случаем и тою же травой оживил Главка. Говорят, что по этой причине змея находится одновременно и под покровительством Эскулапия, и среди созвездий. Следуя этому примеру, его последователи завещали другим, чтобы и впредь врачи пользовались змеями во врачебных целях.

История

Змееносец — древнее созвездие.

Древнейшие свидетельства

У древних астрономов Месопотамии здесь, по ряду интерпретаций, помещалось созвездие Стоящие боги, Сидящие боги или в посчитанном виде Девять сидячих богов (DINGIR.GUB.BA.(MESH) / DINGIR.TUSH.A.(MESH)). Отдельные звезды созвездия разные специалисты по историки астрономии относят к самым различным месопотамским созвездиям, более или менее приходя к единству только относительно этих самых «сидящих богов». Тем не менее, нет оснований считать, что восточная традиция как-то повлияла на формирование греческого созвездия.

Античность

Время формирования созвездия у греков точно определить, к сожалению, не удается.

Арат Солийский в "Явлениях" пишет об Змееносце:

Там — Змеедержец. Его главу и широкие плечи
В небе легко различить, а прочие члены — труднее.
Тускло светят они, лишь плечи ярко сияют
Даже когда разделит полнолуние надвое месяц.
Руки мерцают едва, и Змей, в могучих объятьях
Стиснут, из дланей скользит, Змеедержца торс обвивая.

Овидий в "Фастах" упоминает созвездие:

21 июня
Юноша из-под земли, пораженный стрелами деда,
Выйдет, и обе руки змеи ему обовьют.

И в древности Змееносец и Змея считались разными созвездиями, но иногда их и не разделяли и считали за одно.

Созвездие Змееносец входит в состав каталога "Альмагеста" Птолемея. Птолемей насчитывает в созвездии 24 звезды, не вошедших в фигуру вокруг Змееносца - 5.

Варианты названия

Название созвездия у греков - Ὀφιοῦχος; у римлян транскрипция без перевода: Ophiulchus, Ophiulcus, Ophiultus или уменьшительно Ophiuculus, Ophiulculus. Да, это означает «Змееносец». Постепенно название искажается и к XVI - XVII вв. возникают варианты Afeichus, Afeichius, Alpheichius. «Офиух» был популярным вариантом и позже, также и в русском языке, а сейчас закреплен в официальном латинском названии созвездия.

Перевод Serpentarius начинает появляться довольно поздно, у схолиастов Цезаря Германика; также формы Serpentiger, Serpentinarius, Serpentis Lator, Serpentis Praeses («законодатель», «царь»? - не уверен в правильности перевода).

От anguis («змея») латинские Anguifer, Anguiger, Anguitenens.

Конечно, созвездие называли и Асклепием / Эскулапом в соответствии с основной трактовкой прототипа: Ἀσκληπίος, Asclepios, Aesculapius.

У арабов был прямой перевод с греческого: Al Hawwāʽ, который дал латинизированные формы при обратном движении в Европу: AlhavaAl HaurAl Hague и далее по списку: Alangue, Hasalangue, Alange. У Аль-Бируни Заклинатель змей, держащий змею.

Фольклор

В «Аналитическом каталоге» фольклорных сюжетов этнограф и специалист по сравнительной мифологии Юрий Берёзкин зафиксировал огромный массив астрономических мотивов в различных культурных традициях.

Об астрономии в фольклоре

Следует отметить, что достоверность астрономической информации в фольклоре невелика. Информанты не разбираются в звёздном небе, фольклористы не знают астрономию и не интересуются ею, о чём предупреждает и сам Ю. Березкин. Следует с осторожностью относиться к приводимой ниже компилятивной информации.

Христианский ревизионизм

У Джордано Бруно в "Изгнании торжествующего зверя" он назван Змеебыком. Бруно здесь намеренно использует «Змеебыка» вместо Змееносца, чтобы подчеркнуть связь с «демоническим» миром языческих религий, которые он очень не любил.

Христианские астрономы-реформаторы расстарались.

Предлагалось заменить Змееносца на Апостола Павла и мелитскую (мальтийскую) змею («ехидну», которая повисла на руке его, но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда Деяния Апостолов, 28:5), на Аарона и его "посох-змей" (Аарон бросил свой посох перед фараоном и его приближенными, и он превратился в змею Исход 7:10), на Моисея и медного змея в пустыне (И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя Числа, 21: 9), и на святого Бенедикта (чей атрибут — кубок со змеей — указывает на попытку отравления).

В старых русских материалах частенько используется исходная форма Офиух без перевода, см. эпиграф, например.

Российские источники
Копиевский

У Копиевского на первой планисфере на русском языке, выполненной в 1699 году, Офиунх или Змееносец, держащий в руках Змия.

Дмитриев-Мамонов

В поэме «Россия» (70-е гг. XVIII в.) «помещик-философ» Фёдор Дмитриев-Мамонов даёт, кажется, единственное в русской литературе описание созвездий. Созвездия Змея и Змееносец он описывает как единое созвездие Серпент.

«Серпент» появляется в нескольких местах. Здесь он сражается с Алкидом-Геркулесом.

В звездах стоит Алцид над Азией-страною:
Сражается он тут с Серпентом головою

Еще один эпизод описывает созвездие более подробно:

Созвездие еще страну ту покрывает,
Где змий себя в ногах Серпента извивает,
Главою он лежит Алцида под ногой:
Не страх он небесам, честь делает собой;
Змий, бывый на земле, лишь в том и упражнялся,
Что зелиев искал, чтоб смертный изцелялся,
И коренем таким воскрес Миноса сын,
Змий в небо вознесен лишь ради сих притчин:
Серпент есть Эскулап, бог жизни и леченья,
Со змием свился он себе для прославленья

Реальный словарь классических древностей

В «Реальном словаре классических древностей» Ф. Любкера в статье «Созвездия» о созвездии говорится следующее.

Ophiuchus, Serpentarius, Anguifer, Anguitenes, Ὀφιοῦκος, Змееносец, изображаемый в виде мужчины, стоящего одной ногой на Скорпионе, другой между Скорпионом и Стрелком и держащего в руках змею, извивающуюся между его ног; созвездие это находится к югу от Геркулеса, к востоку от Весов, к западу от Орла, к северу от Скорпиона. Змееносец принимается за Асклепия или Эскулапа, который, будучи убит молнией Зевса, был помещен в число звезд, или за Карнабона, царя гетов, наказанного Деметрой за дурное обхождение его с Триптолемом, или за Геркулеса, убившего змею у вифинской реки Сангария, или за Форбаса, освободившего остров Родос от змеи, и т. д. Поэтому Змееносец называется также Ἀσκληπιός, Καρνάβων, Ἡρακλῆς, Τριόπας, Φόρβας, Κάδμος, Ἰάσων, Λαοκόων и т. п.

Международный астрономический союз

Созвездие входит в список официальных созвездий МАС под названием Ophiuchus (Oph).

Искусство
Борис Нарциссов. «Офиух»

Я – змиеносец, реком – Офиух,
Змия ношу на восплечиях двух.

Змий этот в небе весьма протяжен,
Лижет сандалии звездные жен.

Он предрекает на тысячи лет
В судьбах змеиный, извилистый след.

Мне – запредельные зренье и слух:
Вижу, что будет, сквозь звездную мгу.

Но преложить ничего не могу,
Змия бессильный слуга – Офиух.