αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Южный Крест: История созвездия Южный Крест:

История Южного Креста одна из самых запутанных.

На ней можно знакомиться историей исследований южного неба в эпоху Великих географических открытий.

В настоящее время Южный Крест можно наблюдать только южнее северного тропика, то есть ни в Европе, ни в Северной Африке он не виден. Однако в древности созвездие было доступно для наблюдений гораздо севернее, за пару тысячелетий до нашей эры оно было доступно для наблюдений даже на берегах Балтийского моря. Позже прецессия неумолимо сдвигала его на юг.

Астрономы Древней Греции и античные астрономы Рима еще имели возможность наблюдать эти звезды и прекрасно их знали. Однако, они не выделяли Крест в специальное созвездие и включали состав Центавра. В частности, звезды Креста каталогизированы Птолемеем в «Альмагесте», но отнесены им к Центавру. Тем не менее, как астеризм эта группа в древности выделялась. Например именно так, как астеризм, а не как полноценное созвездие, П.В.Щеглов интерпретирует текст Плиния, где упоминается созвездие Трон Цезаря. Впрочем, утверждать, что плиневский «Трон Цезаря» действительно Южный Крест, нельзя, поскольку текст «Естественной истории», содержащий это упоминание, с астрономической точки зрения выглядит вообще довольно абсурдно странно.

Во времена Плиния и Птолемея Южный Крест еще можно было видеть в южных районах Европы и на севере Африки, но позже прецессионное движение уводить его на юг, опуская все ниже и скрывая под горизонт.

Вопрос, был ли известен Южный Крест средневековым арабским астрономам, остается дискуссионным. Вообще-то арабы путешествовали глубоко на юг вдоль восточного побережья Африки, возможно, до самого экватора и южнее, но внимательно ли путешественники смотрели на ночное небо? приятно ли им было увидеть на небе чуждый им христианский крест и не «просмотрели» ли они его из-за этой чуждости? рассказали ли они своим астрономам об этих наблюдениях? Вопросов много, но однозначных ответов на них я не видел.

Странным образом Южный Крест появляется у Данте в «Божественной комедии» («Чистилище», I, 22-23). Это первая четверть XIV века и в общем-то не очень понятно, откуда поэт почерпнул сведения о созвездиях недоступного тогда полушария, если не считать это косвенным доказательством положительных ответов на вопросы предыдущего абзаца.

Я вправо, к остью, поднял взгляд очей,
И он пленился четырьмя звездами,
Чей отсвет первых озарял людей.

Казалось, твердь ликует их огнями;
О северная сирая страна,
Где их сверканье не горит над нами!

Критики считают, что четырехзвездье символизируют у Данте четыре древних, доевангельских, «природных» добродетели: мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Символизм, безусловно, есть, но это не отменяет того факта, астрономически дотошный Данте не мог ограничиться только символизмом: он наверняка знал о созвездии!

Астросимволика у Данте

О важности и не случайности астрономической / астрологической символики у Данте говорит, например, замечательный факт: каждую из частей своей «Комедии» он завершает словом «светила» (stelle):

  • Ад: И здесь мы вышли вновь узреть светила.
  • Чистилище: …Чист и достоин посетить светила.
  • Рай: Любовь, что движет солнце и светила.

Звезды из отчета Ка да Мосто

В 1455 году португальский путешественник, венецианский дворянин и прирожденный авантюрист Альвизе (Луиджи, Алоизий) да Ка да Мосто (Alvise Cadamosto или Alvide da Ca' da Mosto) предпринял путешествие в северную Африку и добрался сухопутным путем до Зеленого Мыса и южнее до широты 12-13°. В отчете о путешествии (примерно 1470 год) указано, что участники наблюдали шесть ярких звезд в форме креста, и приводится их рисунок. Он действительно напоминает Южный крест, но в реальном созвездии-то всего четыре яркие звезды (и одна более тусклая). Предположение, что две другие зарисованные звезды - α и β Центавра (т.н. Указатели) рядом, не очень совпадает с формой рисунка. Да Моста считает эти звезды за Южную Повозку (по аналогии с Повозкой Большой Медведицы) и сетует на то, что, южной Полярной еще не видно из-за северного склонения места наблюдения - а ведь должна же быть!

Достоверность идентификации звезд Ка да Мосто остается весьма спорной.

Более точные зарисовки были сделаны Мастером Джоао (Maitre Joao), испанским навигатором, плававшим под португальским флагом в составе экспедиции Педру Алвареша Кабрала, достигнувшей в 1500 году Бразилии под широтой 18° южнее экватора. На них узнаваем Южный Крест, а также две уже упоминавшиеся звезды Центавра, и созвездия Южный Треугольник и Муха. Путешественник в своих записях называет звезды Крестом (la Crus). Руководитель экспедиции Кабрал назвал новые территории Землёй Истинного Креста (Terra da Vera Cruz), затем они стали называться Землёй Святого Креста (Terra da Santa Cruz), и наконец закрепилось название Terra do Brasil (Бразилия). Нет, однако, никакой уверенности, что первоначальное название было прямо связано с экзотическим для европейцев новым южным созвездием, но Южный Крест до сих пор сияет на флаге этой страны.


Il Mandorla Америго Веспуччи

Примерно в это же время, в 1501 году достоверно описал эту группу южных звезд Америго Веспуччи (Amerigo Vespucci), давший ей имя «Миндаль» (Il Mandorla; выражение сохранилось термин религиозного итальянского искусства того времени, означавший такое действительно миндалевидное сияние вокруг изображений святых). Веспуччи самоуверенно утверждал, что был первым европейцем увидевшем это созвездие, что, как мы видели, было вовсе не так.


Схема Корсали

Создается впечатление, что к началу XVI века корабелы уже хорошо знали этот астеризм. В 1514 году Джоао де Лисбоа (Joao de Lisboa) тщательно измерил координаты четырех звезд Креста; впрочем, эти измерения не афишировались и держались в секрете правительством Португалии из-за боязни морской конкуренции иностранных держав. В 1516 году Андреас Корсали (Andreas Corsali) опубликовал схему южного неба, включающую Южный Крест (используя «внешнюю проекцию», обычную для небесных глобусов, а не для карт - это внесло некоторую путаницу в издания, основанные на его схеме). Упоминает Крест спутник и хронист Магеллана Антонио Пигафетта (Antonio Pigafetta) в 1520 году. Он называет его el Crucero и una croce maravigliosa («чудесный крест»; по другим источникам это слова Корсали) и отдает должное Данте, говоря, что тот описал его впервые. В своем дневнике Пигафетта писал: Когда мы находились посреди этих открытых просторов, мы наблюдали пять необычайно ярко сверкающих звезд, расположенных крестом в прямом направлении на запад и одна против другой.

Португальский натуралист и врач Кристобаль Д'Акоста (Cristoval d'Acosta), известный ко всему прочему исследованием наркотических средств Ост-Индии, называл созвездие Южными Небесными Часами.

Южный Крест становится популярным появляется на росписях купола палаццо Беста в Теглио, датируемых приблизительно 1550 годом.

Однако дело дошло до реального дела лишь к концу XVI века, когда за него взялся Петер Планциус. Зная о созвездии из описаний путешественников, но не имея подробной информации, Планциус предложил созвездие «как идею» в 1589 году, условно изобразив его и Южный Треугольник на своем небесном глобусе. Именно Планциус впервые выделил Южный Крест как целостный объект, а не просто группу звезд.

В дальнейшем Южный Крест фигурировал на глобусе Эмирье Молино (Emerie Mollineux) 1592 года. В «Уранометрии» Байера (1603) значится как часть Центавра, хотя и выделяется как астеризм под названием «Новый Крест».

Интересно отметить следующее. Скажем, созвездие Корабль Арго присутствовало у Байера как единое созвездие со сквозной буквенной нотификацией. После разделения его на отдельные созвездия - Киль, Корма и Паруса - звезды сохранили свои буквенные обозначение. Скажем, Канопус теперь - α Киля, а в Корме и Парусах нет звезд, обозначаемых α. Также звезда β есть только в Киле, а, например, γ - Алсулхаил - звезда Парусов, а в Киле и Корме нет звезд γ. А вот звезды Креста не сохранили своих изначальных символов. Байер считал эти звезды принадлежащими Центавру и обозначал их как ε, ζ, ν, ξ Центавра. Однако, превратившись впоследствии в самостоятельное созвездие, они не сохранили байеровские родные обозначения, и стали α, β, γ, δ нового Южного Креста.

На карте Якоба Барча 1624 года Южный Крест значится как отдельное созвездие.

Ранние варианты латинских названий у разных авторов: Crucero, Crosier, Crossiers, Crosse Stars, Crusero, Crusiers, Crosiers и - ошибочно! - South Triangle, Южный Треугольник, что, конечно, не нужно путать с настоящим Южным Треугольником.

Современное название созвездию предложил Августин Ройе (1679), и вот - вся слава досталась ему: большинство источников приписывает честь изобретения созвездия Ройе. В частности, Камиль Фламмарион в популярной «Истории неба» (1872) указывает на авторство Ройе, а Фламмарион был такой популярный автор, что после этого ошибочная версия начала безудержно тиражироваться.

Фольклор

В «Аналитическом каталоге» фольклорных сюжетов этнограф и специалист по сравнительной мифологии Юрий Берёзкин зафиксировал огромный массив астрономических мотивов в различных культурных традициях.

Об астрономии в фольклоре

Следует отметить, что достоверность астрономической информации в фольклоре невелика. Информанты не разбираются в звёздном небе, фольклористы не знают астрономию и не интересуются ею, о чём предупреждает и сам Ю. Березкин. Следует с осторожностью относиться к приводимой ниже компилятивной информации.

  • Человек, унесенный на небо птицей — Аргентина
  • Шкура, под которой пряталось солнце и луна: Южный Крест и Млечный путь — Южная Америка
  • Голова (чья голова?) — Южная Америка
  • Небесная Сеть — Микронезия, Полинезия
  • Люди-животные времен творения, в частности, α, β и γ Южного Креста — львицы — бушмены Юго-Западной Африки
  • Слон (Большая Медведица) в районе небесного экватора подрался с неизвестным животным (Южный Крест), и они отбросили друг друга к полюсам — Африка, Индокитай
  • Нанду: Южный Крест — голова или ноги — Южная Америка
  • «Красная звезда» (?): сказочный герой Kuanip; Южный Крест: его жена и дети — Патагония
  • Чёрная птица ночи Курассо — Гвиана
  • Два рыбака (α и β Южного Креста + α и β Центавра) — Амазония
  • Два креста, поставленные на небе Yompor A'penerr (Наш Отец Млечный Путь): (Южный Крест и Ложный Южный Крест: Паруса + Киль ) — Амазония
  • Сказочный герой Кагер (Антарес) в лодке (Скорпион), а в левой руке держит гарпун (Южный Крест) - Меланезия
  • Небесные жених Ниман (Плеяды) и невеста Куро (Южный Крест, свадьба расстроилась) — Судан

Появление звёзд  — Микронезия, Полинезия
Международный астрономический союз

Созвездие утверждено Международным астрономическим союзом с официальным названием Crux (Cru).

В культуре
Бальмонт, «Белый зодчий»

В 1914 году издательство «Сирин» издало сборник Константина Бальмонта «Белый зодчий: Таинство Четырёх Светильников», в котором есть подборка стихов под названием «Южный Крест». Составлена она по впечатлением путешествия Бальмонта по южным странам; он посетил Канарские острова, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию.
В подборке упоминается ряд созвездий южного неба, в частности Южный Крест.

Светоч юга

С каждой ночью все направо содвигался Орион,
Каждой ночью был к иному звездным пеньем дух взнесен,
И в нежданный час однажды, над разбегом корабля,
Расцветился знак желанный, чьим огнем жива Земля.

Он земным владеет кругом, четырем велит ветрам,
В первый миг он нас встречает, в смертный час он светит нам,
В разных ликах засвечаясь, был надеждой разных мест,
В Южном море он взнесенно воссиял как Южный Крест.

Напевы рун

Напевы рун звучат – но лишь для взора,

В узорах звезд, в которых высота
Сложила гимны огненного хора
Под верховенством Южного Креста.

Напевы рун дрожат – их слышит ухо
Во вскипах волн, в безмерности морей.
Дорогой глаз, или тропинкой слуха
В их смысл войди – все смыслы в них светлей.

Под знаком свастики

Капля неведенья в море незнания,
Искра мгновенная в хлещущей мгле,
Ты, маловерное чадо терзания,
Ты, беспримерная вспышка во зле.

Все твое деланье в тающем времени,
Все твои сны, и верхи Пирамид,
Лишь прорастание малого семени,
Факел твой пляшущий быстро горит.

Вспыхнут Рамзесами, иль Ахиллесами,
Меткозахватными, яркие дни,
Тотчас задернется праздник завесами,
Сгрудятся гномики, тушат огни.

Все созидания Эллина гордого,
Первого воина нашего я,
Суть лишь вскипания мрамора твердого,
Камень, возжаждавший быть как струя.

Струи кончаются. Струи свежительны,
Все же не вечно им можно сверкать.
Только страдания в цепкости длительны,
В том поручится вам каждая мать.

Расчетвертованность. Свастика вечная.
Крест во вращении. – Где же наш Дом?
Где же есть верное? Скучно конечное.
Жизнь наша – в полночи, с Южным Крестом.

На краю земли

Я на краю Земли. Я далеко на Юге.
Не юге разных стран, – на юге всей Земли.
Моя заря горит на предполярном круге.
В моих морях встают не часто корабли.

Мой светоч – Южный Крест. Мой светоч – отблеск льдины.
Здесь горы льдяные – один плавучий храм.
Но за чертой мечты – мой помысел единый
Ведет мой дух назад, к моим родным полям.

И сколько бы пространств – какая бы стихия,
Не развернула мне, в огне или в воде, –
Плывя, я возглашу единый клич: «Россия!»
Горя, я пропою: «Люблю тебя – везде!»

Пять звезд

Я предавался чувствам в их игре,
Я знаю пятеричность увлеченья.
Заря в июне светится заре,
Река с рекою рада слить теченье.

Пять наших чувств есть путь предназначенья.
И древний лист, застывший в янтаре,
Есть тайный знак высокого ученья,
Как быть бессмертным в жизненной поре.

Всей ощупью своей он жил на древе,
Дышал, светил для близкого листа,
Впивал росу, и с ветром был в напеве.

Ниспал в смолу. Застыл как красота.
Другой нам вещий знак – от Духа к Деве:
Пять звезд блестящих Южного Креста.

Южный Крест

Пять звезд блестящих Южного Креста
Горит над зыбью вторящего гула.
Семь звезд полярных, наших льдов мечта,
За краем Океана потонуло.

Проворный хищник, зоркая акула
Плывет, в ее утробе пустота.
Ладья Луны полнеба обогнула,
И метеоров брызжет суета.

Откуда Крест во взвихренной метели
Планет и лун и этих вышних льдин?
Пять алых капель в крайний час зардели, –

Когда в прозреньи снов был распят Сын,
И, оснежась, они похолодели.
И Южный Крест на небе – властелин.

Белый путь

Уходит Солнце с Запада к Востоку,
Через двенадцать Солнечных Домов,
Верь зримому, хоть мнимому, намеку,
Верь золотой и высшей из Основ.

Двенадцать звездосолнечных чертогов,
Чрез Южный Крест, туда, где Скорпион,
Двенадцать озвездившихся порогов,
И Арго держит путь на Орион.

На Арго реет веером сиянье, –
И угольная дышит чернота,
Вознесшая высокий знак Страданья,
Как Змий под стягом Южного Креста.
Предположительно, под Змием поэтом разумеется темный провал в Млечном пути, известный как Угольный мешок: это пылевая туманность.