αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Возничий: Мифология


Конечно, Возничий оказался возничим потому, что на небе находится рядом с колесницами (или возами) Большой и Малой Медведиц, а ими же должен кто-то управлять? Последующие прилаживания любых мифологических персонажей, имевших хоть какое-то отношение к лошадям, служили только оправданию сложившемуся положению дел.

Посейдон и его окружение

Так, утверждали, что Возничий - это натуральный Посейдон, чьим атрибутивным животным был конь. Сомнительное, конечно, утверждение! Под него подводили, однако, следующий уранографический [?] аргумент: Возничий находится в области неба, связанной с мифом о Персее и Андромеде, в котором Посейдон принимал некое эпизодическое участие. Достаточно ли этого, чтобы оказаться на небе в виде созвездия? Мне кажется, нет…

Жители города Трезен уверяют, что в этом созвездии боги запечатлели их царя Ипполита, внебрачного сына Тесея, павшего жертвой порочной страсти и клеветы. Воспылала страстью к нему, а затем его оклеветала законная жена Тесея Федра. Изгнанный из Афин отцом, Ипполит не удержал понесших лошадей и погиб, выпав из колесницы и запутавшись в вожжах.

Тем более не буду рассказывать подробностей небольшого фрагмента любовно-злодейской истории о Миртиле, вознице сначала Эномая, а затем Пелопа, сброшенного последним с колесницы в море. Это еще один кандидат на роль прототипа Возничего, вместе с другим возницей Пелопа Киллом.

В этих двух мифах на втором плане маячит тень Посейдона.

Другие версии

Еще кандидатура — Эрихтоний, хтонический получеловек-полузмей, один из первых аттических царей, изобретатель колесницы и первый человек, научившийся управлять четверкой лошадей - квадригой. Между прочим, изобретательность его была вызвана причинами прозаическими - он просто хотел спрятать от любопытных взглядов змеиную часть своего тела внутри колесницы. А по мнению Гигина изобретателем квадриги был Орсилох, и это он — Возничий.

Один из главных героев Греции, Беллерофонт, обуздавший крылатого Пегаса и введшим обычай верховой езды, видится некоторым в этом созвездии одним, и Пелетроний, изобретатель узды и седла — другим.

Из Пантеона вспомним еще Гефеста. Он, бог ремесленного искусства, сделал и подарил солнечному богу Гелиосу колесницу, на которой, лучезарный, он въезжал на небо. Хотя сам хромоногий Гефест на колесницу не садился, но, по одному из мифов, он заслужил быть запечатленным на небе как Возничий. Сомневаюсь.

Ю.А. Карпенко в популярной книжке «Названия звездного неба» заявляет, что Возничего считали Автомедоном, возницей Ахиллеса, героя Троянской войны, но я не знаю откуда он это взял, в источниках этого нет.

У Бруно в «Изгнании торжествующего зверя» как само собой известная, упоминается версия, что Возничий — это Триптолем, первый мифический землепашец и культурный герой. Я не видел подтверждения этого варианта в других источниках. И совсем маловероятна версия, что Возничий - отец Триптолема Трохил, элевсинский жрец и еще один кандидат на изобретение квадриги. Совсем не рассматриваю версию Аспирта, младшего брата Медеи, разрезанного ею на части.

Наконец, вспомним несчастного Фаэтона, сына солнечного бога Гелиоса, который упросил отца дать ему поправить огненной колесницей, не удержав коней, едва не погубил всю землю и погиб сам — его тоже видят в этом созвездии. А вот Майкл Скот, средневековый астролог и маг, считает, что Возничий правит солнечной колесницей Гелиоса, восстановленной после катастрофы, чтобы Фаэтон в нее, часом, не залез и не устроил очередного светопреставления

Капелла и Козлята

Грекам казалось, что созвездие напоминает растянутую козью шкуру; отсюда "козья тема" в трактовке созвездия. Главная звезда созвездия - Капелла («козочка»), рядом с ней три небольшие звездочки, называемые Козлятами.

Про альфу Возничего Капеллу говорят, что это божественная коза Амалфея, выкормившая младенца-Зевса в пещере на Крите, где его скрывала мать Рея от своего кровожадного супруга Крона. Крон, владыка богов, пожирал своих новорожденных детей, поскольку получил предсказание, что один из его потомков лишит его власти. Им и оказался Зевс, укрытый Реей и вскормленный Амалфеей. Капелла означает "козочка" и в небесных атласах изображается как козленок на плечах Возничего, но также считают, что Амалфее соответствует созвездие Козерога.

По схожей версии выкармливанием будущего громовержца занимались две козочки - Эга и Гелика.

Замечу, что существуют привычные вариации на тему Амалфеи, Эги и Гелики - это были, например, нимфы, дочери царя, козы ("Эга" и означает коза), были де еще нимфы Мелисса, Адраста, Ида…; Геликой считали также критскую медведицу, воплощенную в созвездии Большая Медведица… В общем, версий про Эгу и Гелику предостаточно.

Капеллу называли рогом Амалфеи - рогом изобилия

Кстати, возможно, из шкуры Эги Зевс сделал себе эгиду [?] , что печально из-за его черной неблагодарности. Вероятно позже, чтобы обелить эту черноту, была придумана хорошая концовка: дескать Зевс облек Эгу в новую шкуру, вложил в нее душу и поднял на небеса.

А вот своеобычная версия. По ней Эга была женой Пана. Зевс соблазнил ее, и она родила мальчика Эгипана, приписав отцовство Пану. Зевс испытывал к Эге такую страсть, что поместил ее изображение среди звезд - в виде козы.

Фактически, раньше существовало специальное созвездие Коза (или Коза с Козлятами), которое постепенно слилось с Возничим. Именно оно - озвезденелая Амалфея или Эга и Гелика.

«Катастеризмы» Эратосфена

Это Эрихтоний, рожденный Землею от Гефеста. Зевс увидел, как он первым из людей впряг коней и повозку, и, по преданию, особенно изумился тому, что Эрихтоний запряг белых коней, подражая в способе езды Гелиосу. Он впервые провел на акрополе шествие в честь Афины и прославил ее величественным жертвоприношением.

Еврипид рассказывает о его рождении следующее. Гефест, полюбив Афину, желал сойтись с нею, но она предпочла сохра­нить девственность и отвергла его, скрывшись в некоем месте в Аттике, которое, говорит, и название получило в честь этого события. Гефест считал, что все же одолеет ее, и напал, но был ранен ее копьем и унял вожделение, пустив семя в Землю. От Земли произошло дитя, но сему поводу получившее имя Эрихтоний. Повзрослев, он изобрел колесницу и вызывал всеобщее восхищение как участник состязаний. Кроме того, он ревностно справил Панафинеи, на которых правил колесницей, причем у него был парабат, носивший небольшой шит и шлем с тройным султаном. В подражание ему известен и так называемый апобат.

Также в этом созвездии изображают Козу и Козлят. Как повествует Мусей, Рея вскоре после рождения Зевса вручила младенца Фемиде, а Фемида передала его Амалфее. Амалфея же имела козу, под сосцы которой подложила Зевса, а та его вскормила. Коза была дочерью Солнца и вид имела столь ужасный, что боги Кронова века погнушались ее внешностью и просили Землю скрыть ее в одной из критских пещер. И Земля, сокрыв ее, препоручила заботу о ней Амалфее, которая ее молоком вскормила Зевса. А когда мальчик возмужал и вознамерился сра­жаться с Гигантами, но оказался без оружия, ему была сообщено пророчество, наказывавшее вооружиться козьей шкурой, так как она была неуязвима и внушала ужас, а посреди спины несла лик Горгоны. Зевс так и поступил, и сила его от такой защиты удвоилась, а кости козы он покрыл новой шкурой и, вложив в нее душу, дал ей бессмертие и сделал созвездием на небесах.

Некоторые полагают, что имя Возничему — Миртил, рожденный от Гермеса.

«Астрономия» Гигина

ВОЗНИЧИЙ
. 13.1. По-латински мы называем это созвездие Auriga [Возничий]; его имя, как указывает Эратосфен, — Эрихтоний. Когда Юпитер увидел, что он первым среди людей запряг четверку коней в колесницу, он подивился, что людской разум возвысился до изобретения бога Солнца, который первым среди богов воспользовался четверкой коней. Впрочем, Эрихтоний первым изобрел не только квадригу (о чем мы уже сказали), но и учредил жертвоприношения Минерве и основал храм на афинском акрополе. О его происхождении Еврипид рассказывает следующее: Вулкан, плененный пригожестью Минервы, страстно хотел взять ее в жены, но получил отказ. Минерва укрылась в некоем месте, которое, из-за Вулкановой любви, получило имя Гефестий. Рассказывают, что там-то ее и настиг Вулкан, попытавшись сойтись с нею против ее воли. Когда же он, пылая вожделением, приблизился к ней раскрыв объятия, она оттолкнула его, и он пустил семя в землю. Минерва, оскорбленная в своей невинности, ногой набросала на то место земли. Из нее и родился змей Эрихтоний, который получил имя от земли и их раздора. Рассказывают, что Минерва, спрятав его в небольшой корзинке, словно знаки таинства, отнесла ее дочерям Эрехтея и отдала им на сбережение, запретив открывать корзинку. Но поскольку натура человеческая алчна, и люди домогаются всего более того, что строже заповедано, то девицы открыли корзинку и увидели змея. За эту провинность Минерва лишила их рассудка, и они бросились с афинского акрополя. Змей же нашел убежище у щита Минервы и был ею взращен.

13.2. Другие же говорят, что у Эрихтония были змеевидными только ноги и что он в ранней юности учредил празднество в честь Минервы, Панафинеи, и сам проехал на четверке коней. За эти деяния, говорят, он и был помещен среди созвездий. Некоторые ученые мужи, изучавшие звездное небо, утверждают, что это — аргивянин родом, по имени Орсилох, первый изобретатель квадриги, и что за это изобретение он получил место среди созвездий. Другие же говорят, что это — сын Меркурия и Клитии по имени Миртил, возничий Эномая. Считают, что, после достопамятной всем его смерти, отец поместил его среди созвездий.

13.3. На левом плече Возничего представляется взору Коза, а на левой руке различимы фигурки Козлят; некоторые рассказывают о них следующее: жил некий человек по имени Олен, сын Вулкана. У него были две дочери, нимфы Эга и Гелика, которые стали кормилицами Юпитера. Другие же говорят, что они также дали свои имена некоторым городам: Олену в Элиде, Гелике на Пелопоннесе и Эге в Хемонии, о которых Гомер упоминает во II песне «Илиады». Пармениск же сообщает, что был некий Мелиссей, царь Крита, и что его дочерям принесли для вскормления Юпитера. Так как у них не было молока, то они допустили к нему козу по имени Амалфея, которая, говорят, и вырастила Юпитера. Эта же коза произвела на свет, как обычно, двух козлят, причем она ягнилась почти в то самое время, когда Юпитера принесли для вскормления. Поэтому за благодеяние матери и козлята, говорят, были помещены среди звезд. Рассказывают, что этих козлят первым разглядел среди созвездий Клеострат с Тенедоса.

13.4. Мусей же говорит, что Юпитера вскормили Фемида и нимфа Амалфея, которым, как считают, его передала мать Опс. У Амалфеи же была одна коза в любимицах, которая, говорят, и вскормила Юпитера. Некоторые также рассказывают, что Эга, дочь Солнца, превосходившая многих сияющей белизной своего тела, в противоположность своей красоте наводила страх своим взглядом. Устрашенные Титаны потребовали у Теллус скрыть ее тело, и Теллус, говорят, спрятала ее в некоей пещере на Крите. Затем Эга стала, рассказывают, кормилицей Юпитера, о чем мы сказали ранее. Но когда Юпитер в дерзновении молодости вознамерился сражаться с Титанами, ему было пророчество, что, если он хочет победить, он должен вести битву под прикрытием козьей шкуры и головы Горгоны; греки назвали это эгидой. Итак, выполнив условие, о котором мы только что сказали, Юпитер победил Титанов и овладел верховной властью. Остаток козьих костей он обтянул шкурой козы, вдохнул в них жизнь и увековечил ее фигуру, образовав ее звездами. Впоследствии тот покров, под прикрытием которого он победил, Юпитер подарил Минерве. Евгемер рассказывает, что некая Эга была супругой Пана. Ее соблазнил Юпитер, и она родила сына, приписав отцовство своему мужу Пану. Поэтому мальчика стали называть Эгипаном, Юпитера же — Эгиохом. Так как Юпитер испытывал к ней сильную страсть, то в воспоминание о случившемся он поместил среди созвездий фигуру козы.