αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Дева: мифология созвездия


В ранних мифах Дева отождествляется с титанидой Реей, супругой Кроноса и матерью Зевса. В более поздних синкретических — иногда с фригийской Кибелой, которая с Реей отождествлялась. Кстати говоря, атрибутами Кибелы были львы, которые везли ее колесницу, а тут кстати у созвездия Дева располагается и еще одно зодиакальное созвездие: Лев.

Деметра и ее окружение

Вероятнее всего, однако, это Деметра, дочь Кроноса и Реи, богиня плодородия и земледелия, мать Персефоны. Если это так, то понятно, почему в изображениях созвездия Дева держит в руке колос, символ плодородия, уранографически соответствующий звезде Спика. Иногда же её считают самой Персефоной, украденной Гадесом. В этом случае понятно, почему она Дева. Кстати говоря, соседние Весы в этом случае считают колесницей Гадеса, на которой он увез трепещущую добычу в царство мертвых.

Богини справедливости

Деву связывали богинями справедливости, правосудия, судьбы и т.п., хотя не все они — девы.

Начнем с титаниды Фемиды, дочери Урана и Геи, богини правосудия. Или, может быть, это ее дочь, богиня справедливости Астрея. (Атрибутом обеих были весы, следующее созвездие Зодиака.) Или другая дочь, Дике (одна из Ор), если это не одно и тоже лицо. Упоминается также Эйрена (по-простому, Ирина, «мирная жизнь»), также дочь Зевса, сестра Дике и одна из Ор (или Астреи, но это, кажется, ошибка, путаница с Адрастеей). У римлян ей соответствовала богиня мирной жизни Пакс, у которой не было ни родителей, ни потомства, по этому, предположительно, она дева. (Статуя Пакс венчает купол Волгоградского Планетария. Это последняя работа скульптора В. И. Мухиной.)

Безымянная звездная Дева упоминается как дочь титана Астрея и Эос - просто потому, что Эос родила все звезды. (Псевдо)Эратосфен, однако, утверждает, что это именно ее люди по незнанию называли Дике.

На некоторых изображениях созвездия — дева без головы. Это богиня случая Тюхе (Тихе) - чем не вариант для безголовости? Тюхе, кстати говоря, входит в круг богинь судьбы как поздняя контроверза: богини судьбы озабочены реализовать предопределение и строго держать закон неизбежности, а Тюхе привносит случай и везение. О безголовости же созвездия дальше будет ещё полезная информация.

Впишу в этот раздел и Муз, хотя они не имеют прямого отношения ни к справедливости, ни сами никакие не девы: возможно, одну из них, возможно, саму Уранию, поместил сюда Аполлон. Это неподтвержденная версия, и по-моему, это поздняя поэтическая выдумка.

Икарий и Эригона

Есть непритязательная легенда, героиня которой Эригона, дочь Икария, некоторым видится воплощенной в созвездии Дева. Мне кажется это очень надуманной версией, поэтому я не буду подробно излагать эту легенду здесь и отошлю интересующихся прямиком на страничку про Икария и Эригону. Впрочем, версия хорошо подсвечена пятью звездами созвездия, в названиях которых есть отсылка к собаке.

Девственницы

Может быть также, что это сама Артемида (все-таки богиня-девственница, то есть дева!) или Афина (аналогично).

Астрею, Дике, Артемиду, Афину, Эригону — как и вообще девственниц — называли Парфенос: девственница. Но была и девица Парфенос, давшая им всем это имя — дочь Стафила (Аполлона) и Хрисофемиды, чей образ в виде Девы помещен на небо Аполлоном. Более про нее ничего не известно.

Есть еще одна девственница, именем которой называют созвездие: Теспия. Она отказалась сочетаться с Гераклом по требованию своего отца и стала жрицей храма Геракла. Но это просто повод называть так созвездие: Теспия в него точно не превращалась.

Негреческие культы

В эллинистическое время в Грецию стали проникать культы соседних народов, не успевшие ассимилироваться. Однако, боги варварских племен пытались затесаться в ряды греческих созвездий!

Так, Деву принимали за Атаргатис, западносимитское божество, богиню-покровительницу плодородия и вообще благополучия. У греков Атаргатис ассоциировалась с Афродитой и, что в нашем случае интереснее, с Тюхе.

Считали Деву и изображением египетской Исиды. (Между прочим, Исида разбросала по небу пшеницу, и так получился млечный путь.)

Однако, это посторонние негреческие божества, мне вовсе неинтересные, и писать про них подробно я, с вашего позволения, ни чего не буду.

А почему так много версий? Очень просто: по словам уранографов [?] , голова этого созвездия практически не различима, и разглядеть, кто это, положительно невозможно!

Виндемиатрикс

Название переводится как Виноградарь. Это катастеризм юноши Ампела, возлюбленного Диониса. Дионис спрятал в ветвях вяза виноградную гроздь: Ампел полез за подарком, упал и разбился.

Утренний восход звезды происходит в пору сбора урожая и начала сезона виноделия.

Вот что пишет Овидий в «Фастах», поэтическом календаре:

5 марта

Лишь оросятся жены Тифона румяные щеки,
Пятого в месяце дня утро являя земле,
Тут и Медведицы страж, лентяй Волопас, погружаться
В море начнет, уходя от испытующих глаз.
Но Виноградарь еще не уйдет! Откуда названье
Этой звезды, я тебе в кратких словах объясню:
Юный Ампел, говорят, рожденный сатиром и нимфой,
На исмарийских горах Вакха возлюбленным был.
Вакх подарил ему грозд, на ветках вяза висевший:
Эта лоза до сих пор мальчика имя несет.
Ягоды этой лозы срывая, упал и разбился
Мальчик, но Либер его, павшего, к звездам вознес.

«Катастеризмы» Эратосфена

Гесиод в «Теогонии» говорит, что это дочь Зевса и Фемиды, зовущаяся Дике.

Арат, позаимствовав у него рассказ, сообщает также (105—110), что вначале она была бессмертной богиней и жила на земле вместе с людьми, которые называли ее Дике. Но потом, когда люди изменились и перестали блюсти справедливость, она покинула их и удалилась в горы, и в конце концов, когда из-за совершенною беззакония между ними вспыхнули восстания и войны, она презре­ла их и возвратилась на небеса.

О ней существует немало и других преданий: одни говорят, что это Деметра (поскольку она держит в руке колос), другие — Исида, третьи — Атаргатис четвертые — Тихе (и потому они изображают ее безглавой).

«Астрономия» Гигина

ДЕВА
. 25.1. Гесиод называет ее дочерью Юпитера и Фемиды, Арат же говорит, что ее считают дочерью Астрея и Авроры и что она жила во времена золотого века человечества и управляла им. За усердное попечение о людях и праведный суд она звалась Справедливостью, и в те времена люди не вели жестоких войн с соседями, не плавали по морям, но занимались только хлебопашеством. Люди же, родившиеся по смерти этого поколения, перестали соблюдать законы и сделались более алчны, и поэтому Справедливость меньше времени проводила среди людей. Наконец, пришло то время, когда народилось людское племя, названное медным. Она уже не могла долее переносить их и вознеслась к созвездиям.

25.2. Впрочем, одни называют ее фортуной, другие — Церерой, не соглашаясь друг с другом, потому что ее голова различима с превеликим трудом. Некоторые говорят, что это — Эригона, дочь Икария, о которой мы рассказали выше. Другие же уверяют, что это — дочь Аполлона и Хрисофемиды, и что она еще ребенком получила имя Партенос. Так как она умерла в детском возрасте, Аполлон поместил ее среди созвездий.