Рекламный блок

Афродита олимпийская богиня

Существуют две версии происхождения Афродиты, богини с ресницами гнутыми, обе хорошо разработанные. Первая: Афродита - дочь Зевса и Дионы. Вторая - Афродита самопроизвольно рождена из семени Урана, оскопленного Кроном, который отрезал серпом гениталии отца и бросил их море. Потому Афродита и носит имя пенорожденная: собственно, aphros - пена по-гречески. Вот как описывает это дело Гесиод:

Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась во круг нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.

Гесиод

Рождение Афродиты произошло близ острова Кифера и потому Киферея - одна из эпиклес[?] богини. Но остров Афродите не понравился и она поплыла дальше, до Кипра, где и вышла впервые на сушу. Потому называется и Кипреей.

Афродита - жена Гефеста. Богиня любви и красоты. Через внушаемую любовь может подчинить своей власти любых смертных и бессмертных. Только три олимпийские богини не подвержены ее чарам - Гестия, Афина и Артемида. Афродита сама не избегла собственного влияния и, более того, была весьма неразборчива в связях - вспомним хотя бы брутального Ареса! Ее собственные и внушенные ею любовные приключения часто приводили к скандалам в божественных семействах. (Смотрите, например, одну из версий происхождения созвездия Орел.)

Вообще, эволюция образа Афродиты - первоначально, вероятно, местная, не греческая, малоазиатская (?) богиня, а затем - от яростной и опасной в архаике, до нежной, милой и мягкой у римлян.

Вечный спутник Афродиты - Эрот.

Эпиклесы Афродиты

По местам почитания:

  • Киферея (Цитера) - как сказано выше, от острова Кифера, близ которого была рождена богиня;
  • Киприда - от острова Кипр, где Афродита вышла на берег;
  • Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где находился храм Афродиты общегреческого значения;
  • Аматузия — от города Аматунта на Кипре, центра почитания богини;
  • Идалия - от города Идалион, где Афродита почиталась, как главное божество;
  • Акидалия — от Боетийского источника.

Происхождение от Урана и, вероятно, не дошедшая до нас связь богини любви со смертью сохранилась в эпитетах:

  • Меланида (чёрная, мрачная),
  • Скотия (тёмная, мрачная),
  • Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно,
  • Сосандра (спасающая людей),
  • Эпитимбия (погребальная),
  • Мухейа - богиня тайных мест.

Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:

  • Анадиомена ("выныривающая") - появившаяся на поверхности моря (кажется, именно этот эпитет переводится как привычная Пеннорожденная);
  • Эвплойя ("дающая благополучное плавание");
  • Понтия - от Понт - море, - то есть "морская" (эпитет применялся и для других богинь и полубогинь, связанных с морем, например, нимф).

Функции подательницы любви и разжигательницы страсти во всяких видах отразились в эпиклесах:

  • Дола ("обманщица"),
  • Морфа ("дающая красоту"),
  • Анфея ("цветущая"),
  • Каллипига ("прекраснозадая"),
  • Гетерия - покровительница гетер,
  • Пейто ("убеждающая", а скорее "обольщающая").
  • Дарцетос - покровительница праздной лени,
  • Кастния - покровительница бесстыдства,
  • Порн - покровительница разнузданной страсти,
  • Диварисатрикс и
  • Перибазия ("совершающая девиационный сексуальный акт").

Наконец, от Платон утвердил две ипостаси Афродиты:

  • Афродита-Пандемос - Афродита "всенародная", может быть, точнее "вседоступная" и
  • Афродита-Урания - небесная.