αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Триптолем культурный герой

Триптолем на колеснице
Триптолем на колеснице
Греческая марка из серии,
посвященной началу авиации

По своей борозде,
Пропахавшей все поле,
Он уходит к звезде
И к богам на застолье,
И приносит он в дар
Им, властителям неба,
Не бессмертья нектар —
Ломоть смертного хлеба.

А.Немировский

Триптолем — сын элевсинского царя Келея (или Трохила; есть и другие версии; по аргосским мифам — брат Эвбулея), свидетель того, как Гадес похитил дочь Деметры Персефону, сообщивший об этом несчастной матери.

По другой версии Триптолем — третий сын Келея, получивший благоволение Деметры после того, как она погубила первых двух. Вот как было дело.

После долгих странствий в поисках пропавшей дочери Персефоны, в которых Деметра так страдала, что не ела, не пила, богиня попала в дом Келея. Там под лаской дочерей хозяина она начала отходить и почувствовала страшный голод. Она залпом выпила целый кувшин кикеона, ячменного отвара, сдобренного мятой. Сын Келея Абант, увидев это стал смеяться: «О, как жадно ты пьёшь!» — заржал он. Деметра плеснула на него остатком отвара из кувшина, и Абант превратился в пеструю ящерицу. (Многие годы спустя в память об этом случае адепт, посвящаемый в элевсинские мистерии, пил кикеон, зараженный галлюциногенным грибом и превращался в пеструю ящерицу; содержался ли этот гриб в кикеоне, который пила Деметра, нам уже никто не скажет.)

Другой бы выгнал такую гостью в чисто поле, но Келей оставил ее в доме. Деметра — неловко всё же с Абантом получилось — решила реабилитироваться и дать бессмертие второму сыну Келея. Она тайком по ночам натирала его амброзией и закаливала в огне печи. Но однажды ее застукала за этим занятием жена Келея Метанира, помешала мистическому процессу криком, и ребенок сгорел за живо. (По альтернативной версии, просто не дозакалился до бессмертия, но остался жив.)

Вот оставшийся в живых третий сын Триптолем и получил от Деметры благости.

Деметра наградила информатора, подарив ему золотую колесницу с крылатыми драконами и деревянную соху и вручив посевное зерно пшеницы (версии говорят о крылатой колеснице). Он получил несколько уроков от богини и затем, разъезжая по свету, засеял всю землю и научил земледелию людей. От Деметры он обучился и священным ритуалам, но они остались скрытыми от профанов: об них ни расспросов // Делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы. В таинства были посвящены также Диолк, Эвмолп и Келей, не имеющие, впрочем, к нашей теме ни малейшего отношения, см. однако, Эвмолпа.

Нелегка роль культурного героя, не всегда этот труд проходил благополучно! Однажды один из царей Пелопоннеса попытался запрячь драконов и прокатиться, пока их хозяин мирно спал. Разъяренные драконы сбросили любопытного, но неопытного ездока, и он разбился.

Другожды между Истром и Тирасом дикие геты, приняв сначала Триптолема гостеприимно, увидели, как чужестранец терзает медью их землю, и возмутились. Царь гетов Карнабон поразил насмерть одного дракона стрелой и уже был готов убить Триптолема, но появившаяся вовремя Деметра лишила нападавшего жизни. Оба погибших оказались на небе — как Дракон и как Стрелец. По одному современному упоминанию (не верифицированному по источникам) сам Триптолем присутствует на небе тоже, как Змееносец.

Катастеризм
  1. В конце концов Триптолем был взят на небо в виде созвездия Волопас.
  2. По версии, упоминаемой Джордано Бруно в «Изгнании торжествующего зверя» — в виде Возничего.
  3. Может быть, как Змееносец.
  4. Наконец, вместе с Иасионом, близким с ним по функциональности, или со своим братом Эвбулеем — в виде Близнецов.