αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Асклепий культурный герой, обожествлен

Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.
Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,
Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,—
Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.
Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.

Гомер, гимн к Асклепию

Асклепий (в латинской транскрипции Эскулап) — несравненный врачеватель, основатель медицины как науки, обожествленный после смерти и ставший богом медицины.

Асклепий — сын Аполлона и лапифянки[?] Корониды. Уже беременная от олимпийского бога, Коронида влюбилась в простого аркадского смртного Исхия. Аполлон, извещенный об измене вороном это отдельная история, связанная с созвездием Ворон, пришел в несвойственную ему ярость и убил Корониду (Исихия он тоже убил), которая вот-вот должна была родить. Уже на погребальном костре Аполлон извлек младенца Асклепия из чрева матери.

Впрочем, по другой, более прозаической версии, Коронида тайком родила ребенка в области Эпидавра на горе Миртион (позже Титтион или Сосок, или Ниппл, я не смог идентифицировать это место) и бросила в лесу. Его накормила молоком коза Атена и защищала собака (чье имя мне не известно) — животные, ставшие потом атрибутивными животными Асклепия (а жертвенным стал петух). Коза и собака сбежали из стада пастуха Аресфана, и тот отправился на их поиски. Он нашел младенца, но разглядел, что от головы ребенка исходит сияние. Пастух догадался, что младенец божественного происхождения, и боги о нём сами позаботятся, и решил не ввязываться ушёл, оставив новорожденного на произвол высших сил.

Я не знаю, как совместить две столь разные и столь убедительные версии рождения Асклепия. Если Аполлон не поражал стрелами Корониду, то почему ворон черный? Если поразил — как Асклепий оказался в лесу? Так или иначе, младенец выжил и оказался на руках отца. Аполлон передал его на воспитание кентавру Хирону.

Дочь Хирона пророчица Окироя, увидев младенца, автоматически произнесла пророчество, предсказав мелкому великое будущее. Окирое уже неоднократно было указано не пророчествать попусту, и в этот раз она понесла наказание и на глазах изумленного отца превратилась в лошадь:

Рок изменяет меня, – говорит, – не позволено больше
Высказать мне, и уже замыкается речи способность.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот уж как будто мое исчезает лицо человечье,
Вот уж вкусна мне трава, бежать по широкому полю
Тянет. В родную мне плоть, в кобылицу уже превращаюсь.
Но почему же я вся?..

Овидий «Метамарфозы»

Именно Хирон обучил будущего виртуозного врача искусству врачевания, а Аполлон, не забывший сына и, видимо, раскаивавшийся в жестокости по отношению к матери, сообщил ему тайные медицинские знания, сделавшие Асклепия, по словам Гомера, безупречным врачом.

Мастерство Асклепия было столь несравненно, что его считают основателем медицины вообще. И даже обожествляют его как бога врачевания.

В области медицины Асклепий мог все, даже оживлять мертвых. Говорят, что делал он это с помощью крови Медузы Горгоны, даже, точнее, кровью, взятой из правой половины её тела. Он мог и мгновенно умерщвлять — тем же снадобьем, вероятно, взятым из левой половины. Возможно, именно отсюда берут начало сказки о мертвой и живой воде или — от амброзии и нектара. Рационалисты говорят, что в качестве лекарства Асклепий на самом деле использовал яд змей — как-то слишком банально. Так или иначе, атрибут этого обожествленного лекаря — змея. Плиний, однако, иначе объясняет эту символику: подобно тому, как змея сбрасывает старую кожу, словно возрождаясь, больной возрождается от лекарств (а это как-то слишком сложно). Другой атрибут Асклепия — деревянный посох, обвитый змеёй.

Рассказывают, что Асклепий оживил сына Миноса, подглядев, как одна змея вылечила другую некой травой; эту траву, де, и использовал потом Асклепий для врачевания умерших. Мне кажется это слишком простым способом оживления покойников. Эту же историю рассказывают и про прорицателя Полиида с уточнением, что сына Миноса звали Главк. Сделав купаж, можно считать, что Асклепий оживил сына Миноса Главка.

Так или иначе, он оживил, как минимум, упомянутого сына Миноса, Ликурга, Тиндарея, и Капанея, а возможно, Ориона (о чем на сайте рассказано подробно) и Ипполита. Такое самоволие, конечно, не могло понравиться богам — Гадесу, обеспокоенному потерей своих потенциальных подданных, или Зевсу, и последний поразил в конце концов и Асклепия, и его пациента молнией. Отец Асклепия Аполлон сгоряча перебил Зевесовых кузнецов киклопов, за что и был наказан, и… Но эдак мы слишком отклонимся от нашей темы.

Говорят, Зевс вернул потом жизнь Асклепию, но это уже похоже на переделанное для маленьких детей окончание грустной сказки. Правда, Аполлодор даже утверждает, что это событие произошло в 1237 году до н.э. Возможно, Хирон передал Асклепию (а не Прометею, как считают обычно) свое бессмертие.

В любом случае, Асклепий был обожествлен по настоянию своего отца Аполлона.

Акт посмертного обожествления…

…обычного человека редок, но возможен в древнегреческой традиции. Вспомним, например, Геракла. Хотя очевидно, все обожествленные смертные — недоделки какие-то в сравнении с богами-натуралами.

В поздней мифологической традиции у Асклепия были дочери: Гигиея — богиня здоровья (поэтому «гигиена»), Панакея — покровительница лекарственного лечения (поэтому «панацея»), Иасо — богиня исцеления — и Эгла — а она почему-то богиня роскоши имя её означает «гламурная» изначально «блеск», «великолепие», как говорят — от красоты человеческого тела в добром здравии; и сыновья: Телесфор — бог выздоровления и практикующие Махаон-хирург и Подалирий-терапевт, изобретатель кровопускания. Двое последних участвовали в Троянской войне. Называются и другие имена. Плодовитый Асклепий стал родоначальником династии врачей.

Почитание Асклепия в Греции было исключительно распространено: все болеют, лечатся и хотят выздороветь! Святилища бога назывались асклепионы, и теперь археологи находят в них огромное количество вотивных даров, фигурок, частей человеческого тела: рук, ног, глаз, ушей — всего, что излечил добрый доктор Айболит Асклепий.

На звездном небе Асклепию соответствует Змееносец, держащий в руках разорванную пополам змею.

С другой стороны, в эзотерических традициях величайший врачеватель ассоциируется с созвездием Дракон. Пойми, почему? Возможно, впрочем, из-за божественного атрибута врача: змеи.