Асклепий культурный герой, обожествлен

Картинка

Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.
Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,
Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,—
Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.
Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.

Гомер, гимн к Асклепию

Асклепий (в латинской транскрипции Эскулап) - сын Аполлона и лапифянки[?] Корониды. Уже беременная, Коронида влюбилась в аркадского Исхия. Аполлон, извещенный об измене, пришел в несвойственную ему ярость и убил Корониду, которая вот-вот должна была родить. Уже на погребальном костре Аполлон извлек младенца Асклепия и передал на воспитание кентавру Хирону.

Именно Хирон обучил будущего виртуозного врача искусству врачевания, а его отец, не забывший сына и, видимо, раскаивавшийся в жестокости по отношению к матери, сообщил тайные медицинские знания, сделавшие Асклепия, по словам Гомера, безупречным врачом.

Мастерство Асклепия было столь несравненно, что его считают основателем медицины вообще. И даже обожествляют его как бога врачевания.

Акт посмертного обожествления...

...обычного человека редок, но возможен в древнегреческой традиции. Вспомним, например, Геракла. Хотя очевидно, все обожествленные смертные - недоделки какие-то в сравнении с богами-натуралами.

В области медицины Асклепий мог все - даже оживлять мертвых. Говорят, что делал он это с помощью крови Медузы Горгоны, даже, точнее, кровью, взятой из правой половины её тела, но мне кажется это слишком простым. Он мог и мгновенно умерщвлять - тем же снадобьем, вероятно, взятым из левой половины. Возможно, именно отсюда берут начало сказки о мертвой и живой водеили - от амброзии и нектара. Рационалисты говорят, что в качестве лекарства Асклепий на самом деле использовал яд змей - тоже как-то слишком банально. Так или иначе, атрибут этого обожествленного лекаря - змея. Плиний, однако, иначе объясняет эту символику: подобно тому, как змея сбрасывает старую кожу, словно возрождаясь, больной возрождается от лекарств. Другой атрибут Асклепия - деревянный посох, обвитый змеёй.

Так или иначе, он оживил, как минимум, Ликурга, Тиндарея, и Капанея, а возможно, Ориона (о чем на сайте рассказано подробно) и Ипполита. Такое самоволие, конечно, не могло понравиться богам - Гадесу, обеспокоенному потерей своих потенциальных подданных, или Зевсу, и последний поразил в конце концов и Асклепия, и его пациента молнией. Отец Асклепия Аполлон сгоряча перебил Зевесовых кузнецов киклопов, за что и был наказан, и... Но эдак мы слишком отклонимся от нашей темы.

Говорят, Зевс вернул потом жизнь Асклепию, но это уже похоже на переделанное для маленьких детей окончание грустной сказки. Правда, Аполлодор даже утверждает, что это событие произошло в 1237 году до н.э. Возможно, Хирон передал Асклепию (а не Прометею, как считают обычно) свое бессмертие. В любом случае, он был в последствии вознесен на небо по настоянию своего отца. А на небе Асклепию соответствует Змееносец, держащий в руках разорванную пополам змею.

С другой стороны, в эзотерических традициях величайший врачеватель ассоциируется с созвездием Дракон. Пойми, почему? Возможно, впрочем, из-за божественного атрибута врача - змеи.

В поздней мифологической традиции у Асклепия были дочери: Гигиея - богиня здоровья (откуда "гигиена"), Панакея - покровительница лекарственного лечения (откуда "панацея"), Иасо - богиня исцеления - и, вроде бы, Огле - а она почему-то богиня роскоши, и сыновья: Телесфор - бог выздоровления и практикующие Махаон-хирург и Подалирий-терапевт, изобретатель кровопускания. Двое последних участвовали в Троянской войне. Называются и другие имена. Плодовитый Асклепий стал родоначальником династии врачей.

Почитание Асклепия в Греции было исключительно распространено: все болеют, лечатся и хотят выздороветь! Святилища бога назывались асклепионы, и теперь археологи находят в них огромное количество фигурок - частей человеческого тела: рук, ног, глаз, ушей - всего, что излечил добрый доктор Айболит Асклепий.