αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Арес олимпийский бог

Марс
Марс
Бартоломеус Спрангер, ок. 1580

Арес, сверхмощный боец, колесниц тягота, златошлемный,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . скользящий стезей огнезарной
Меж семипутных светил по эфиру, где вечно коней ты
Огненных гонишь своих по небесному третьему кругу!

Гомеровы гимны, гимн VIII, "К Аресу"

Родословная бога неясна, хотя происхождение, похоже, не греческое, возможно, фракийское. Бог войны ради войны, буйный, неистовый, грубый. Жалуются — пьяница.

Его не любили ни боги (ну, кроме, может быть, Афродиты), ни люди. Ему, между прочим, даже храмов почти не строили (а если строили, то обычно за пределами города, чтобы он защищал город от внешних врагов и отнюдь не сеял внутри смуту). Аресу принадлежали неприятные атрибуты: когти, копье и горящий факел, а животными были собака, волк, ворон, дятел, гриф и дракон, являвшейся первоначально, собственно, ипостасью бога.

Часто в мифах, где появляется дракон, неподалеку маячит тень Ареса. Два важнейших дракона:

  • дракон источника близ будущих Фив, посвященный Аресу и убитый Кадмом и
  • дракон Колх, охранявший золотое руно в Колхиде на поле Ареса (Аргонавтика).

Оба этих дракона претендуют на прототип одноименного созвездия Дракон.

С Аресом связан ряд мифологических историй, может быть даже и забавных, но не не нашедших отражения на небе. В силу неприятности характера кровожадного и грубого бога его жизнеописанием древние теологи не слишком интересовались, так что какой-то очень уж связанной мифологии нет. Тоже можно сказать и о изображениях Ареса: его не часто старались вставить в книжку, поэтому изобразительной традиции тоже не очень сложилось. Впрочем, его всегда изображают с оружием (если только он не в объятиях Афродиты). В новое время живописцы полюбили изображать его гладко выбритым, но с анахроничными щегольскими усами.


В эпиграфе из гомеровского гимну «К Аресу» сказано, что бог гонит своих огненных коней «по небесному третьему кругу»; переводчик М.Н. Ботвинник с А.И. Зайцевым комментирует, что это де потому, что в древнегреческой космологии Марс располагался на сфере, третьей по счету от Земли. Порядок сфер бывал разный, обычно Луна на ближайшей сфере, а дальше по-разному, но как ни старайся, Марс третьим не получается. На самом деле, «третий круг» считается от внешней звёздной сферы: Сатурн — Юпитер и — третий — Марс.