αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Тифон хтонический тератоморф

Греческие боги. Тифон
Греческие боги. Тифон
Вацлав Холлар (1607 — 1677), Hollar Digital Collection

Он подобрал шары и кегли
И наобум швырнул их ввысь,
И кегли в небо понеслись,
Рукою посланы могучей,
Сквозь плотные, густые тучи
И, разорвав небесный кров,
Домчались до жилищ богов,
Которые беды не ждали
И дым от алтарей вдыхали.

Поль Скаррон, «Тифон»

Чудовищное порождение Геи и Тартара, хтонический тератоморф. Другая версия происхождения — партеногенез Геры: богиня родила Тифона в отместку Зевсу, самостоятельно произведшему из головы Афину. Она совершила магический акт, возложив на землю ладонь, а затем в землю ударив пышной рукою, после чего она и забеременела. Между прочим, у греков обращение с молитвой к небесным богам сопровождалось подъятием рук, а к земным — возложением их на землю. Таким образом, и в этом варианте Тифон — существо вполне хтоническое. Или же Гера взяла два яйца, помазанных семенем Кроноса, и положила под горой Арима в Киликии, из которых и вылупится Тифон. Там он потом и обитал вместе со своей подругой Эхидной, наполняя Ойкумену своим совместным чудовищным потомством.

Вид Тифона ужасен: его описывают по разному, но неизменно как химерическое чудовище невообразимых размеров. Например так: головой достает до звезд, раскинув руки дотягивается до востока и запада, торс его человеческий, но покрыт перьями, ниже пояса - переплетающиеся змеиные кольца, он бородат, космат, извергает огонь и искры, а вместо пальцев — сто драконьих голов сквернословят на языке богов, плюются, лают и мычат. Кстати, имя его производилось греками от глагола «тифоо» — дымить, чадить, но, возможно, это вульгарная этимология.

Еще об этимологии

По одной из версий, слово «тайфун», ураган разрушительной силы, происходит от имени нашего монстра и имеет такую цепочку происхождения: Тифон τυφῶν ( др.-гр.: ураган, вихрь) араб.: طوفان, ţūfān нем.: Taifun.

Тифон тщился поразить олимпийских богов и стать владыкой мира. Зевсу удалось победить его, но ценой неимоверных усилий, о которых различные заслуживающие доверия источники сообщают по-разному. В конце концов монстр был сброшен в Тартар или, по другой версии, Зевс обрушил на него гору Этна, и теперь огнедышащий Тифон обеспечивает периодическое возобновление вулканической деятельности и, ворочаясь, землетрясения на Сицилии.

Есть не лишенное оснований предположение, что Гея породила Тифона специально для свержения правящей династии богов: это была её очередная и последняя попытка дворцового переворота. Позднее она перешла к более сложной комбинационной игре и интригами спровоцировала Троянскую войну. В каком-то смысле она преуспела: герои, дети и потомки олимпийских богов были перебиты, и героический век стремительно перешел в век железный, отношение к богам стало приобретать всё более формальный и регламентированный характер и в итоге завершилось победой христианства и смертью старых богов. Похоже, Гея не это имела в виду и несколько переборщила.

Конечно, гипотеза попахивает теорией заговора, поэтому от предположений перейдем к твердо установленным фактам: истории военных действий Тифона против богов.

Тифония

Первый по времени автор Гомер конфликт только упоминает:

Стоном стонала земля, как под гневом метателя молний,
Зевса владыки в то время, как он вкруг Тифея бичует
Землю в Аримах, в которых, как думают, ложе Тифея.

Гомер, «Илиада», II, 781 — 783, пер. В. Вересаева

Гора Арима находится в Киликии, там Тифон обитал вместе с подругой-монстром Ехидной. Так что краткий, но жестокий бой происходил по месту жительства возмутителя спокойствия. Однако, Гомер мог иметь в виду и другие варианты, а разных локализаций у Аримы было много, благо, гора мифическая. В основном, они на Анатолийском полуострове в районе Лидии или Мизии; римляне утверждают, что речь о острове недалеко от Кумов, и именно там погребён Тифон. Наконец, Ариму помещают и на неизведанные берега Океана… Тем не менее, поскольку многие авторы называют Тифона «киликийским», я придерживаюсь первого варианта.

Следующие авторы (Гесиод, Пиндар, Эсхил и Псевдо-Гигин) о течении битвы не сообщают ничего принципиально нового, поэтому я загоню их под кат.

Гесиод, Пиндар, Эсхил и Псевдо-Гигин

Следующий источник более поздний, но близкий по времени, Гесиод даёт чуть более развёрнутую картину сражения.

На ноги быст­ро вско­чив­ши, уда­рил он гро­мом с Олим­па,
Страш­ные голо­вы сра­зу спа­лил у чудо­ви­ща зло­го.
И укро­тил его Зевс, поло­суя уда­ра­ми мол­ний.
Тот осла­бел и упал.

Гесиод. «Теогония», 820—880

После поражения Тифона Заго­ре­лась Зем­ля-вели­кан­ша // От неска­зан­ной жары и, как оло­во, пла­вить­ся ста­ла и Пла­мя вла­ды­ки того из леси­стых заби­ло рас­се­лин // Этны, ска­ли­стой горы. После чего Пас­мур­но в Тар­тар широ­кий Кро­нид Тифо­ея забро­сил.

Удивительным образом Зевс бьёт громом с Олимпа, а Тифон оказывается повержен на Сицилии. Объяснения этому не видно.

Пиндар (V в. до н.э.) единственный упоминает участие в битве Аполлона: Пал он от грома и от стрел золотых Аполлона Пиндар, «Алкмеон», а во-вторых, сообщает, что поверженный Тифон занимает огромное пространство под землёй, придавленный одновременно Сицилией и Кумами, расстояние между которыми 350 км:

Кумские скалы, омытые морем,
И сицилийской земли пределы
Тяжко гнетут косматую грудь

Пиндар, «I Пифийская ода»

У Эсхила (V в. до н.э.) в «Прометее прикованном» Прометей называет чудовищного Тифона своим духовным идеалом, ибо восстал отважно он на всех богов.

Косноязыяный Лапидарный Псевдо-Гигин в «Мифах» пишет в разделе 152. «Тифон» донельзя кратко:

У Тартара и Тартары родился Тифон. Он был огромный величины и чудовищного вида, потому что на плечах у него росло сто драконьих голов. Он вызвал Юпитера сражаться за царскую власть. Юпитер поразил его в грудь пылающей молнией. Когда он горел, Юпитер бросил на него гору Этну, которая находится в Сицилиии которая, как говорят, поэтому до сих пор горит.

В этой цитате единственно интересное — «Тартара» вместо Геи (Терры): описался, очевидно.

Оригинален Аполлоний Родосский в «Аргонавтике»: хотя он пишет об арогонавтах, но сообщает, что

На вершине Кавказа, где скала Тифаона.
Там, говорят, Тифаон, пораженный перуном Кронида
Из-за того, что на Зевса простер свои мощные руки,
Жаркую кровь излил с головы, устремляясь паденьем
В горы и долы Нисейские, где Тифаон и поныне
Распростертый лежит под стоячей водой Сербониды.

Долы Нисейские и болота Сербониды находятся в Египте; вероятно, как считает французский филолог Франсис Виан, Аполлоний знал об этом, но соблазнился созвучием Кавказа и горы Касия (Нисы) (Καυκάσιου — Κασίου), хотя географически получилось довольно странно. Как у вышецитированного Гесиода. И да: у Аполлония Тифон так и покоится в болоте, а не под Этной.

В эпоху эллинизма информации о течении битвы между Тифоном и Зевсом становится значительно больше. Особенно постарался Аполлодор (или точнее Псевдо-Аполлодор). Длинную, но интересную цитату из «Мифологической библиотеки» Книга I, IV (3) я вынужден также поместить под кат.

Псевдо-Аполлодор

Когда Тифон нахо­дил­ся еще дале­ко, Зевс стал метать в него свои перу­ны; когда же Тифон при­бли­зил­ся, Зевс уда­рил его кри­вым сталь­ным мечом. Тифон бежал, и Зевс пре­сле­до­вал его до горы Касия, воз­вы­шаю­щей­ся над Сири­ей. Увидев, что Тифон тяже­ло ранен, Зевс всту­пил с ним в руко­паш­ную. Тифон охва­тил Зев­са коль­ца­ми сво­его тела и, вырвав у него кри­вой меч, пере­ре­зал Зев­су сухо­жи­лия на руках и ногах. Под­няв его на пле­чи, он пере­нес его затем через море в Кили­кию, и дой­дя до Кори­кий­ской пеще­ры, запер его в ней. Там же он спря­тал и сухо­жи­лия, завер­нув их в шку­ру мед­ведя, и поста­вил сте­речь все это дра­ко­ни­цу Дель­фи­ну: она была полу­зве­рем. Одна­ко Гер­мес и Эги­пан выкра­ли эти сухо­жи­лия и тай­но вста­ви­ли их Зев­су. Вер­нув себе преж­нюю силу, Зевс вне­зап­но ринул­ся с неба на колес­ни­це, вле­ко­мой кры­ла­ты­ми коня­ми, и, метая перу­ны, пре­сле­до­вал Тифо­на до горы, кото­рая назы­ва­ет­ся Ниса. Там Мой­ры вве­ли в обман пре­сле­ду­е­мо­го Тифо­на: они убеди­ли его, что у него при­ба­вит­ся силы, если он отведа­ет одно­днев­ных пло­дов. И вот, пре­сле­ду­е­мый далее, Тифон при­был во Фра­кию и, сра­жа­ясь там в обла­сти Гемий­ско­го хреб­та, метал ввысь целые горы. Так как Зевс эти горы отра­жал сво­и­ми перу­на­ми обрат­но, Тифон про­лил вбли­зи это­го хреб­та мно­го кро­ви и, как гово­рят, по этой при­чине хре­бет и был назван Гемий­ским. Когда Тифон кинул­ся бежать через Сици­лий­ское море, Зевс набро­сил на него гору Этну в Сици­лии (эта гора огром­ной вели­чи­ны), и из нее до насто­я­ще­го вре­ме­ни, как гово­рят, из-за бро­шен­ных туда перу­нов выры­ва­ют­ся язы­ки пла­ме­ни.

Сражение началось на небе, возможно, над Олимпом, но затем продолжалось в Сирии, переместилось к Киликию, развернулось в Египте, закончилось победой Зевса во Фракии (Гемий­скоий хреб­ет назван так из-за пролитой Тифоном крови), а погребен Тифон опять под Этной.

(По поводу «одно­днев­ных пло­дов», предложенных Тифону Мойрами якобы в качестве стимулирующего допинга, есть разные мнения: или плоды успели прокиснуть, и Тифон маялся животом, или это был забродивший виноград, и непривычный к спиртному Тифон захмелел, или это некое ядовитое растение под названием «однодневка»: дескать, завтра помрёшь.)

Аполлодор также первый упоминает теодромию: бегство богов в Египет: Боги, увидев, что он устре­мил­ся к небу, кину­лись бежать в Еги­пет; пре­сле­ду­е­мые, они меня­ли свой облик и пре­вра­ща­лись в живот­ных Антонин Либерал в «Метаморфозах» приводит такой список превращений: Аполлон стал коршуном, Гермес — ибисом, Арес — рыбой лепидотом нильская крупночешуйчатая рыба, Артемида — кошкой, Дионис уподобился козлу, Геракл — олененку, Гефест — быку, Лето — землеройке. У Либерала нет ни Афродиты, ни Пана, зато Овидий в «Фастах» описывает метаморфоз именно Афродиты и Эрота (Дионы и Купидона). Фрэ­зер замечает, что так гре­ки рационализировали про­ис­хож­де­ние куль­та живот­ных в Егип­те и зооморфизм тамошних богов.

Антонин Либерал также сообщает подробности последних минут жизни Тифона: монстр, зажжённый молнией Зевса, пытался скрыться в море и сбить пламя, но громовержец навалил на него сверху Этну и сторожем приставил на её вершине Гефеста. Тот же, установив на его затылке свои наковальни, куёт там раскаленное железо, которое по контексту трактата — расплавленные мозги Тифона. Хотя, по Либералу, голов у несчастного много, но затылок упомянут в единственном числе. Вероятно, по исчерпанию мозгов в одной голове, Гефест перемещается к другой и далее по кругу, пока идут регенерационные процессы.

Изложения Диодора Сицилийского и фантазёра Нонна Панополитанского так отличаются от традиционного мифа, что я их опущу.

Катастеризмы

Тифон задействован в формировании двух созвездий — Рыбы (или Южная Рыба по другому варианту катастеризма) и Козерог. Вероятно это один миф, поскольку сюжет обеих сцен идентичен, отличаются только герои. В первом (Рыбы или Южная Рыба) Тифон набросился на Афродиту и Эрота (или Адониса или только одну Афродиту), сидевших на берегу реки, а во втором (Козерог) на Пана (если не на самого Зевса). В обоих вариантах атакованные бросаются в воду и превращаются в рыб.