Тифон хтонический тератоморф


Чудовищное порождение Геи и Тартара, хтонический [?] тератоморф [?] . Другая версия происхождения - партеногенез Геры: богиня родила Тифона в отместку Зевсу, самостоятельно произведшему из головы Афину. Она совершила магический акт, "возложив на землю ладонь", а затем "в землю ударив пышной рукою", после чего она и забеременела. Между прочим, у греков обращение с молитвой к небесным богам сопровождалось подъятием рук, а к земным - возложение их на землю. Таким образом, и в этом варианте Тифон - существо вполне хтоническое.

Вид Тифона ужасен: его описывают по разному, но неизменно как химерическое чудовище невообразимых размеров. Например так: головой достает до звезд, раскинув руки дотягивается до востока и запада, торс его человеческий, но покрыт перьями, ниже пояса - переплетающиеся змеиные кольца, он бородат, космат, извергает огонь и искры, а вместо пальцев - сто драконьих голов сквернословят на языке богов, плюются, лают и мычат. Кстати, имя его производилось греками от глагола "тифоо" - дымить, чадить, но, возможно, это вульгарная этимология.

Еще об этимологии

По одной из версий, слово "тайфун", ураган разрушительной силы, происходит от имени нашего монстра и имеет такую цепочку происхождения: Тифон -> τυφῶν ( др.-гр.: ураган, вихрь) -> араб.: طوفان, ţūfān -> нем.: Taifun.

Тифон тщился поразить олимпийских богов и стать владыкой мира. Зевсу удалось победить его, но ценой неимоверных усилий, о которых различные заслуживающие доверия источники сообщают по-разному. В конце концов монстр был сброшен в Тартар или, по другой версии, Зевс обрушил на него гору Этна, и теперь огнедышащий Тифон обеспечивает периодическое возобновление вулканической деятельности и, ворочаясь, землетрясения на Сицилии.

Тифон задействован в формировании двух созвездий - Рыбы (или Южная Рыба по другому варианту катастеризма [?] ) и Козерог. Вероятно это один миф, поскольку сюжет обеих сцен идентичен, отличаются только герои. В первом (Рыбы или Южная Рыба) Тифон набросился на Афродиту и Эрота (или Адониса или только одну Афродиту), сидевших на берегу реки, а во втором (Козерог) на Пана (если не на самого Зевса). В обоих вариантах атакованные бросаются в воду и превращаются в рыб.